Все психологические травмы родом из детства? Нет! Любой человек в детском или взрослом возрасте может получить травму, столкнувшись с ситуацией, угрожающей жизни и здоровью. Но может и не получить. Подробнее об этом в статье.
Не все психологические травмы родом из детства.
Психотравма - особое состояние психики, вызванное сильным стрессом.Любой человек в детском или взрослом возрасте может получить травму, столкнувшись с ситуацией, угрожающей жизни и здоровью. Но может и не получить. Все зависит от множества факторов или их совокупности : от личных особенностей, прошлого опыта, скорости оказания помощи и т.п.
Так, мы подходим к важнейшему выводу:
Травма - это не само событие, а его последствия, так называемый травматический след.
Но пока вернёмся к первоисточнику, т.е. стрессовой ситуации, из-за которой развивается психологическая травма. Далее будет понятна принципиальная разница психотравм детей и взрослых.
Причины психологических травм во взрослом возрасте
Ещё раз: в психологии травма - это ситуация напрямую угрожающая жизни и здоровью. Те если вы потеряли работу - это стресс , это грустное событие, но не травма.Травмой для взрослого будет ситуация нападения, теракта, аварии , природного катаклизма , изнасилования, избиения: что то такое, что либо напрямую угрожает жизни, либо нарушает целостность тела.
Причины психологических травм у детей
Дети отличаются тем, что они очень зависимые существа, не могут сами себя защитить, обеспечить свою безопасность. Для этих задач нужен свой взрослый. И тут в игру вступает программа привязанности.Она предполагает, что взрослый будет обеспечивать защиту, беспокоиться, если с ребёнком что - то не так и , наооборот, чувствовать счастье, когда доволен ребёнок.
Малыш, в свою очередь, реализует программу следования: он хочет все время быть в контакте со своим взрослым, знать, где он, что делает. Если ребёнок чувствует тревогу или страх, взрослый должен быть поблизости. Так эволюционно обусловлено природой, потому что человеческие детёныши рождаются незрелыми. Пройдут годы до момента, пока ребёнок сможет сам себя защитить , убежать.
Если по каким то причинам свой взрослый исчезает или даёт понять , что он не собирается выполнять свои функции, то ребёнок испытывает панику привязанности. И вот она имеет травматичный след, даже если нет прямой угрозы жизни и здоровью.
Для наглядности разберём два неочевидных примера:
- Семья столкнулась с военными действиями и вынуждена жить в военном лагере для беженцев: для взрослого это травмирующая ситуация ( не знает как жить, где жить, что есть, как поднимать детей). Ребёнок при этом может быть абсолютно беззаботен и счастлив - мой взрослый со мной, я под защитой, пойду играть.
- Воспаление лёгких и надо лечь в больницу одному. Понятно, что для взрослого это может и стресс, но не проблема. Ребёнок же, наоборот, оставшись без своего возросшего испытывает ужас: ему надо прижаться своему взрослому, унять тревогу. А не к кому. Вокруг какие то недружелюбные тетки с капельницами и шприцами. И ребёнок ждёт, что его мама или папа придут и утешат, разделят с ним трудности, обнимут, успокоят. И от уколов будет также больно, но уже не так страшно. Но если ребёнок один, особенно длительно. Если он кричит, зовёт и ждёт, а никто не приходит, тогда этот эпизод может иметь травматический след.
Кроме того, для детей актуальны социальные травмы: буллинг и отвержение сверстников и учителей.
Другие неочевидные инструменты травматизации ребёнка, которые так часто используют родители читайте здесь
Подробнее родительские воздействия рассмотрим их в следующих статьях