Вы когда-нибудь ставили ученику двойку за поведение? А случалось ли вам выставлять из класса хулигана? Придется вас огорчить: этого делать нельзя, даже если очень хочется.
Чтобы избежать неприятных последствий — жалоб, вызовов на ковер — имеет смысл крепко запомнить, что можно и чего нельзя.
Проверьте себя: хорошо ли вы знаете, что вам разрешает закон... и здравый смысл. Сначала будут вопросы, чтобы вы попробовали сами на них ответить. Правильные ответы — они ниже — дадут семейный юрист Ольга Горбачёва и нейропсихолог Ксения Вотякова. Не подглядывайте! Начнём.
Итак, имеет ли учитель право...?
- Задавать домашнее задание в 1-ом классе;
- давать задания на каникулы;
- забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока;
- задерживать детей после звонка;
- кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился;
- выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину;
- ставить двойку за плохое поведение на уроке;
- не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок;
- ставить двойку за невыполненное домашнее задание.
Ответили? А теперь давайте посмотрим, что говорят юрист и нейропсихолог.
1. Имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе?
Юрист Ольга Горбачёва:
Согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 (ст. 10.10), задавать домашнее задание в 1-ом классе, а также балльно оценивать первоклассников было запрещено вплоть до 17 февраля 2020 года. Затем Министерство Просвещения пояснило, что этот вопрос теперь находится в ведении руководства школы. Иными словами, каждое конкретное учебное заведение самостоятельно решает, задавать ли домашнее задание в 1-ом классе и ставить ли оценки первоклассникам. Отвечая на вопрос, имеет ли право учитель задавать домашнее задание в 1-ом классе, можно сказать, что да, имеет, если это не запрещено правилами школы.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Первое полугодие 1-го класса даётся на адаптацию ребёнка к школе, поэтому нагрузка не должна быть чрезмерной. В то же время дети осваивают достаточно сложные навыки — чтение, письмо и счёт. Для автоматизации и освоения навыка, например, умения читать, нужны не просто часы практики, но распределенные во времени регулярные тренировки. Поэтому домашнее задание даже в 1-ом классе важно. Предпочтение стоит отдавать игровым и интересным по содержанию заданиям, на выполнение которых дома уйдёт не больше 20-30 минут.
2. Имеет ли право учитель задавать задания на каникулы?
Юрист Ольга Горбачёва:
Нет, учитель не имеет такого права. Этот вопрос также регулируется СанПиН и говорит о том, что каникулы — это время отдыха детей. А когда дети делают домашнее задание — они не отдыхают. Данный подход дублируется также в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ п. 11 ст. 34.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Периоды интенсивной работы и погружения в учёбу должны чередоваться с периодами полноценного отдыха, когда можно полностью переключиться на другие дела. После такой перезагрузки дети, как правило, готовы заниматься с большим интересом и эффективностью. Поэтому с психологической точки зрения оправдано задавать домашнее задание на каникулы по желанию. При этом санкции к ученику, который не выполнил задание, не применяются. Таким образом мы поддерживаем автономию, свободу выбора ребёнка, а значит, ценную внутреннюю учебную мотивацию.
3. Имеет ли право учитель забирать телефон ученика, если он пользуется им во время урока?
Юрист Ольга Горбачёва:
Мне как маме подростков хотелось бы сказать, что да. Но нет, учитель не имеет такого права. Телефон — это собственность, а право собственности охраняется законом. Исключение одно — сдача экзаменов. На ЕГЭ ребёнок не может взять телефон. В противном случае его могут дисквалифицировать.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Если смартфон доступен, он сам по себе провоцирует на то, чтобы его взяли в руки и использовали. Это своего рода вкусное пирожное, которое стоит на вашем столе, и в голове постоянно крутятся мысли, когда вы его съедите, сейчас или потом. Приходится постоянно подавлять импульсивное желание съесть его прямо сейчас, а не подождать обеда и съесть его на десерт. Для некоторых детей мобильный телефон служит таким же мощным стимулом, который привлекает непроизвольное внимание и затягивает на уроке или на перемене. Я поддерживаю политику тех школ, которые вводят запрет использования гаджетов на территории школы.
4. Имеет ли право учитель задерживать детей после звонка?
Юрист Ольга Горбачёва:
Учитель не имеет такого права. Перемена — это право на отдых ребёнка. «Звонок — для учителя, а не для учеников» — эту фразу можно было услышать в школе какое-то время назад. Сейчас нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 регулируют перерывы в учебном процессе. В обязанности учителя входит его организация.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Очень важно, чтобы у детей был полноценный перерыв между уроками, когда они могут переключиться, подвигаться и размяться, пообщаться, подготовиться к другому уроку, если это необходимо.
5. Имеет ли право учитель кричать на ребёнка, швырять учебники и тетради, если разозлился?
Юрист Ольга Горбачёва:
Разумеется, нет. Декларация о правах ребёнка и Федеральный закон об образовании гарантируют школьнику право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Когда взрослый кричит на ребёнка — это значит, что в сложной ситуации он не справился со своими эмоциями, не нашел другого подходящего способа реагирования. Иногда это связано с усталостью учителя или с непониманием, как можно ещё разрешить сложную конфликтную ситуацию. Бывает всякое. Но в такие моменты важно помнить, что это плохая модель поведения, и стараться избегать её, пытаясь заменить на менее травматичное выражение своих чувств. Например, используя «я-высказывание», когда вы озвучиваете эмоции вслух: «Я сейчас очень злюсь на тебя из-за того, что ты мешаешь мне вести урок и болтаешь».
6. Имеет ли право учитель выгонять из класса, если ученик нарушает дисциплину?
Юрист Ольга Горбачёва
Учитель не имеет такого права. Права учителя подразумевают возможность обратиться к руководству, вызвать родителей или написать замечание.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Я думаю, что случаются такие ситуации, когда ребёнка нужно вывести из класса, вывести из конфликтной ситуации. Например, если он демонстрирует агрессивное поведение или не может успокоиться. Ему нужно какое-то время, чтобы побыть одному. Но как санкция в наказание за плохое поведение — это плохая идея.
7. Имеет ли право учитель ставить двойку за плохое поведение на уроке?
Юрист Ольга Горбачёва:
Эти действия незаконны. В этом случае может последовать даже увольнение, хотя лично я о таком не слышала. Есть письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561/14-15, которое говорит о том, что оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Таким образом, права учителя не предусматривают возможность ставить оценки за поведение.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Двойка в данном случае — попытка изменить поведение ребёнка с помощью наказания. Учитель ставит оценки за знания, умения, образовательные результаты. Эффективный способ повлиять на ученика — это разобраться в причинах нежелательного поведения и только потом решить, что именно делать. Причины такого поведения могут быть разными: индивидуальные особенности, например, гиперактивность или конфликтность, сложная жизненная ситуация, накопившееся в моменте утомление или острая эмоциональная реакция на стресс.
8. Имеет ли право учитель не пускать ученика в класс, если он сильно опоздал на урок?
Юрист Ольга Горбачёва:
Нет, так как в этом случае речь идёт о безопасности. Как только школьник прошёл через турникет, ответственность за его жизнь и здоровье несёт школа. Такие поступки запрещены как уставом школы, так и нормами СанПиН.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Скорее всего, учитель не пускает ученика в класс в качестве наказания, чтобы показать, что такое поведение недопустимо. Хорошо бы обсудить последствия этого поведения для ученика и всего класса: пропустил начало урока и важную информацию — сократил себе время на выполнение заданий, создаешь репутацию необязательного и неорганизованного человека. Можно придумать другие санкции. Это могут быть дополнительные обязанности на уроке, устный ответ или плюс одна задачка к домашнему заданию. Можно обсудить уместность санкций и важность правил с учениками.
9. Имеет ли право учитель ставить двойку за невыполненное домашнее задание?
Юрист Ольга Горбачёва:
Это входит в права учителя. Домашнее задание — часть образовательного процесса, а оценка знаний входит в обязанности учителя. Если ребёнок болел или плохо себя чувствовал, и родители сообщили об этом, то учитель может поступить на своё усмотрение. Эти отношения регулируются уставом школы. Предполагается, что все участники образовательного процесса должны ознакомиться с этим документом.
Нейропсихолог Ксения Вотякова:
Важно всегда оставлять право на пересдачу невыполненного домашнего задания, оценка за которое полностью перекрывает поставленную двойку без снижения итогового балла. Тогда мы передаем ученику ответственность за результат обучения: ты не сделал домашнее задание по каким-то причинам, но ты можешь исправить ситуацию. Если мы снижаем итоговую оценку после пересдачи домашнего задания, то таким образом девальвируем усилия ребёнка и его мотивацию исправить ситуацию.
Больше материалов о правах учителя (с комментариями юриста)
Как быть учителю, если его троллит ученик — читайте здесь.
Как учителю не дать сорвать свой урок — об этом здесь.
Учитель и «трудные» родители: как выстроить отношения с учетом закона и здравого смысла. Читайте здесь.
А еще мы рассказали про обязанности учеников. Это рассказ в двух частях.
Часть 1: какие законы регулируют жизнь учебного заведения, о понятиях добросовестной учебы и бережного отношения к имуществу школы.
Часть 2: уважительное отношение ученика к педагогу, дежурство в классе, а также условия, при которых возможно исключение ученика из школы.
Больше полезных статей для учителя здесь.
#школа #ученики #права учителя #дисциплина на уроке #нейропсихолог #конфликт в школе