Найти тему

Возрастные кризисы у ребенка. Кто виноват и что делать?

Рано или поздно сталкивается с таким явлением как возрастной кризис у ребенка. «Он стал совсем неуправляем», «он так изменился», «он перестал слушаться» - слышим мы регулярно от обескураженных матерей. На самом же деле, явление возрастного кризиса скорее этап естественного развития психики малыша. Этот процесс довольно нестабилен – кризисы сменяют периоды спокойствия.

Во время кризиса происходит резкий рост, так называемый «скачок развития». Ребенок приобретает важные жизненные навыки, но психологически не может быстро к ним адаптироваться. В период стабильности интеллектуальный рост, конечно, не останавливается, но существенно замедляется и протекает плавно.

На данный момент психологи выделяют несколько основных этапов возрастного кризиса:

Кризис года. Первый кризис в жизни ребенка приходится на возраст примерно от 8 месяцев до полутора лет. В это время ребенок переходит из младенчества в раннее детство.

Кто виноват? В этот период происходит первый резкий скачок развития. Ребенок начинает ходить, теперь он способен передвигаться самостоятельно, спектр его физических возможностей существенно расширяется, он может достать практически до любого предмета без помощи родителей. Ребенок начинает говорить, формируются первые слова, которые уже позволяют ребенку более конструктивно общаться. Ребенок начинает осознавать, что он обособленное существо, начинает узнавать себя в зеркале, осознаёт, что его мысли и поступки исходят изнутри него самого.

Что делать? В первую очередь, постарайтесь ограничить количество запретов. Если есть возможность, неприятную ситуацию лучше предотвратить, чем запрещать какое-то действие и тем самым провоцировать очередной выброс негативных эмоций у ребенка. Лучше уберите вазу на антресоли и снимите ручки с ящиков, чем потом ругать ребенка за естественное желание исследовать мир. Говоря об этом, помогайте ребенку познавать окружающую среду. Именно в этот период любопытство бушует как никогда. Родитель должен стать помощником в этом деле, показать ребенку, что он уже может делать самостоятельно.

Кризис трёх лет. Переход из периода раннего детства в дошкольный возраст часто может протекать болезненно. Обычно, проявляется у детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Этот кризис наиболее ощутим в семьях, где практикуется слишком строгое авторитарное воспитание, максимально ограничивающее свободу малыша.

Кто виноват? Психологи единогласно связывают этот кризисный этап жизни малыша с тем, что ребенок осознает себя отдельной личностью. Он уже не часть матери, а самостоятельный маленький человек, способный делать выбор, принимать осознанные решения. Конечно, за этим неминуемо следует рьяное желание самостоятельности, а также отвержение родительского авторитета. Многим из вас, наверняка, знаком симптом «отрицания», когда ребенок говорит на любой вопрос и предложение категорическое «нет», будь то предложение поесть мороженого или вопрос вроде «как тебя зовут?»

Что делать? Если ребенок жаждет самостоятельности, дайте её ему. Позволяйте самому делать выбор, но не предлагайте решать то, что ему не по возрасту. Вопрос «какие штаны ты сегодня хочешь надеть?» очень уместен, в то время как вопрос «пойдёшь ли ты сегодня в садик?» задавать не стоит, если вы и правда не готовы остаться дома с ребенком. Не стоит ругать ребенка за проявления самостоятельности, наоборот, их нужно максимально поощрять. Постарайтесь реагировать спокойно и с любовью даже на возможные проявления агрессии. Малыш проходит через тяжелый период и ему очень нужна поддержка.

Кризис семи лет. Этот кризис ознаменует собой переход из дошкольного в младший школьный возраст. Он непосредственно связан с началом школьной жизни, и протекает, соответственно, от 6 до 8 лет. Ребёнок становится капризным, упрямым, плохо реагирует на критику. Отличительной чертой этого кризиса может являться копирование поведения взрослых, отказ от детских игр. Советский психолог Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность.

Кто виноват? Теперь ваше чадо уже не малыш, а маленький взрослый. Во всяком случае, он начинает ощущать себя именно так. У него появляется новый авторитет, не являющийся членом семьи – учитель. Происходит сильный скачок интеллектуального развития. Улучшается самоконтроль. Также, в этот период ребенка впервые начинают оценивать в школе, что не проходит бесследно для его самооценки. Помимо психологических изменений, ребенок меняется физически. Он существенно прибавляет в росте, сменяются зубы, повышается сила и выносливость мышц.

Что делать? Постарайтесь подготовить ребенка к школе заранее: ходите туда на экскурсию, знакомьтесь с учителями, посетите подготовительные курсы. Обсудите предстоящие изменения: расскажите про права и обязанности ребенка в школе, про то, как проходят школьные будни. Постарайтесь делать акцент на положительных моментах, но и не утаивайте негативные, чтобы это не стало сюрпризом для ребенка в последствии. Поощряйте отношения ребенка с новыми друзьями. Помогайте в учёбе.

Подводя итоги, хочется сказать, что бороться с кризисами бесполезно. Они приходят и уходят, подобно волнам на море. Основное, что может и должен делать каждый родитель – быть рядом с ребёнком, поддерживать и любить его.

Возрастные кризисы у ребенка. Кто виноват и что делать?
Возрастные кризисы у ребенка. Кто виноват и что делать?