Найти тему

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ |Преподаватель по обществознанию объясняет сложную тему

Монолия? Олигополия? Монопсония?

Как различать все эти понятия и больше не совершать ошибок? Преподаватель по обществознанию онлайн - школы подготовки к ЕГЭ EXAMhack Александра Речкина сегодня подробно разберет тему из блока "Экономика", чтобы ты больше не совершал нелепые ошибки!

Авторская картинка. Конкуренция
Авторская картинка. Конкуренция

Конкуренция толкает производителей на создание чего-то нового, чтобы завоевать потребителей → конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.

Конкуренция, как и любой процесс, имеет свои преимущества и не достатки.

+ Плюсы конкуренции:

∙ Способствует снижению затрат;

∙ Создает возможность выбора для потребителя;

- Минусы конкуренции:

∙ Приводит к разорению большинства товаропроизводителей;

∙ Предприниматели тратят неоправданно большие средства на рекламу;

Подробнее о преимуществах и недостатках конкуренции приведем в таблице ниже.

Авторская картинка. Преимущества и недостатки конкуренции.
Авторская картинка. Преимущества и недостатки конкуренции.

Какие существуют типы рынков по конкуренции? Рассмотрим каждый из них.

  • Типы рынков по конкуренции:
  1. Совершенная конкуренция
  2. Несовершенная конкуренция:

– монополистическая конкуренция

– олигополия

– чистая монополия

– монопсония

1. Чистая (совершенная) конкуренция – тип рынка, где конкурируют множество производителей однотипных товаров, никто из них не может захватить настолько большую долю рынка, которая была бы способна навязать остальным участникам свои условия сбыта.

Пример: при совершенной конкуренции фирмы продают абсолютно одинаковый однородный продукт: на сельскохозяйственном рынке все 15-20 продавцов продают совершенно одинаковые семечки. Если один из продавцов решит поднять цены на эти семечки, то у него их никто не купит.

2. Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция – тип рынка, где действуют множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары для удовлетворения одной и той же потребности

Пример: при монополистической конкуренции существуют много продавцов, но они продают дифференцированный товар. Дифференциация означает, что товар похож, но он отличается внешне или по условиям продажи или по географическому положению или по виду прилавка:  4 продавца продают семечки, но у одного – это обжаренные с солью, у другого – очищенные семечки, у другого  тыквенные семечки, у последнего – кедровые орешки (товар схожий, но дифференцированный). И если есть фанаты кедровых орешков, то продавец будет повышать цену на них, так как у него рыночная власть так скажем на эти орешки (плюс дифференцированной продукции).

Олигополия – тип рынка, где одинаковые и схожие товары производятся небольшим числом фирм (3-5), которые поделили рынок и конкурируют между собой

Ситуации, характеризующие рынок олигополии:

1. В условиях олигополии барьером выхода на рынок является огромный стартовый капитал, необходимый для производства данного товара.

2. Раздел рынка может быть основан на тайном заговоре фирм с целью установления высокой цены продукции.

Пример: Рынок услуг сотовой связи (МЕГАФОН, МТС, БИЛАЙН, ТЕЛЕ2, ЙОТА)

Монопсония – вид монополии, при котором на рынке есть только один покупатель товаров и услуг при множестве продавцов.

Пример: единственным покупателем является государство во, если речь идет о космическом корабле, покупке оружия; рынок труда на котором множество работников и только одно предприятие – покупатель рабочей силы.

Монополия – тип рынка, где рынок контролирует один производитель, который устанавливает цену (причём цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке, и производит товаров меньше, чем производила бы отрасль в условиях конкуренции).

Пример: Рынок услуг стационарной связи 30 лет назад в Москве или железные дороги (РЖД)

Индекс Херфиндаля Хиршмана = индекс монополизации рынка (на сколько в ранке много мопонополий) → антимонопольная политика США

Монополии делятся на естественные и искусственные

  • Естественные – имеют в собственности не воспроизводимые свободно элементы производства, либо владеют отраслями инфраструктуры.

Пример: железные дороги – РЖД, газоснабжение – Газпром, энергентика, водопровод и др.)

  • Искусственные – несколько крупных предприятий объединяются вместе с целью получения монополистических выгод (создаются намеренно: н-р, картели, синдикаты, тресты).

Например: единственным покупателем является гос-во, если речь идет о космическом корабле, покупке оружия ИЛИ рынок труда на котором множество работников и только одно предприятие – покупатель рабочей силы.

Для наилучшего запоминания информации приведем общую таблицу.

Авторская картинка. Типы рынков по конкуренции
Авторская картинка. Типы рынков по конкуренции

Понравилась статья?

Ставь лайк и переходи к изучению новой темы по обществознанию (нажми сюда)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц