Нередко нам сложно ощущать радость: не понятно, как именно веселиться и с кем. Нам может казаться, что на это нет времени, сил, или что в этом нет необходимости. Кроме того, может возникнуть страх, что никакой радости все равно почувствовать не получится. Несмотря на это, очень важно иметь контакт со своим Счастливым Ребенком, укреплять эту связь, это позволяет нам лучше справляться с моментами подавленности и стресса.
Сейчас мы разберемся в том, как находиться чаще в этом режиме.
Для начала нам полезно понять, что вообще такое «режим». Это один из ключевых концептов схема-терапии (направления, которое разрабатывал Джеффри Янг и коллеги в 90-ых годах прошлого века)
Схема-терапия в своем начале сосредотачивается на «схемах» (отсюда и название направления). Схема – это некоторая закономерность в нашем восприятии и самоощущении, которая возникает в детстве и закрепляется на всю жизнь. Развитие схемы во многом связано с нашим темпераментом и тем, как с нами обращались наши близкие и другие дети (то есть с тем, как удовлетворялись наши эмоциональные потребности). Причем исследователи отмечают, что второй фактор оказывает большее влияние.
Рассмотрим двух мальчиков в качестве примера, оба из которых сталкиваются с пренебрежением со стороны матери. Застенчивый ребенок может пытаться спрятаться от внешнего мира и тогда он будет становиться все более замкнутым и зависимым от своей матери, коммуникабельный же ребенок в подобных условиях может охотно общаться с другими людьми и устанавливать более положительные связи, тем самым восполняя дефицит заботы и поддержки.
Схема – это глубоко укрепившиеся в нас убеждения о себе и мире, связанные с ними эмоции, телесные ощущения и воспоминания. Схемы дарят нам чувство предсказуемости и уверенности, они удобны и знакомы.
Возьмем, нашего застенчивого ребенка в качестве иллюстрации. Он, ввиду отношения матери, может сделать вывод, что внутри него какой-то дефект. На это могут наложиться сложные отношения со сверстниками, в результате чего наш ребенок будет считать, что он недостоин любви, что он никудышный, неполноценный, испорченный (схема дефективности). В будущем его сильнее могут привлекать партнеры, которые будут не слишком им интересоваться или которые будут его критиковать.
Безусловно, это только короткая зарисовка, в которой не учитывается большое количество факторов, которые будут как усиливать, так и ослаблять схему. Например, в университете наш молодой человек может попасть в окружение добрых и понимающих людей, что может существенно пошатнуть его уверенность в собственной дефективности.
Режим или режим функционирования схемы, в свою очередь, – это преходящие изменчивые эмоциональные состояния, вызванные действием схемы. Это, в своем роде отношение к схеме.
Режим включает в себя эмоции, мысли и поведение, которые активируются в конкретный момент. Они отличаются как высокой устойчивостью, так и переменчивостью. Триггерами наших режимов являются ситуации, в отношении которых мы обладаем повышенной чувствительностью.
Режимы разделяются на дисфункциональные и здоровые (функциональные).
Продолжение (как менять режимы и схемы) скоро на нашем канале! Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Текст писала: Ирина Буценина, специалистка центра "Качество Жизни"
Редактор: Николай Емельянов, психолог и администратор центра