Найти в Дзене
СОветы СОзерцателя

Как уйти от "синдрома жертвы"

Есть в криминалистике такое понятие "виктимное поведение". Виктимным называется поведение потенциальной жертвы преступления, провоцирующее преступника. Ну, например, хождение по рынку с открытой сумкой, из которой выглядывает кошелек, или разгуливание на окраине "гоповского" района в полночь в мини-юбке, или (чтобы примеры не касались только женщин) принятие приглашения выпить горячительного от подозрительных незнакомцев, размещение бумажника в заднем кармане брюк (который, кстати говоря, карманники так и называют - "чужой") и т. д. и т. п. Но "виктимным", условно говоря, может быть не только поведение, но и психологический склад характера. Явление, которое специалисты называют "психология жертвы".

К сожалению, семейное, бытовое насилие в России принимает просто катастрофические масштабы. Уже и довольно известные, медийные женщины с экрана не стесняются говорить о том, как испытывали насилие со стороны мужей и сожителей. И это хорошо, что об этом стали хотя бы говорить. Может, все-таки со временем изменится и законодательство. Ведь выведение бытового рукоприкладства из области уголовного права в административное только усугубило проблему. Хотя, конечно, в чем-то понятно стремление законодателей разгрузить правоохранительные органы от этих бесконечных бытовых "разборок". Ведь даже задержав подонка, полицейские на следующий же день, а то и сразу, вынуждены выпускать его, так как жертва забирает заявление или не пишет его вовсе. Вот тут и проявляется "синдром жертвы". Мотивов такого поведения жертвы много - совместные дети, отсутствие собственного дохода (чаще страдают домохозяйки), проживание на территории насильника, отсутствие поддержки со стороны родственников ("сама виновата"), элементарный страх и стыд и даже такое святое чувство, как любовь. Но первопричина всего этого безобразия одна - убеждение жертвы в том, что с ней МОЖНО так поступить.

Картина Анри Жерве, XIX в. Картинка из общедоступной сети Интернет. Взята в качестве иллюстрации текста
Картина Анри Жерве, XIX в. Картинка из общедоступной сети Интернет. Взята в качестве иллюстрации текста

Очень ярко проявляется этот синдром на приеме у психолога (если несчастная туда все-таки добралась). Два главных маркера "синдрома жертвы":

  • Жертва ищет причины в чем угодно, только не в себе, не в своей жизни, не в своем выборе, не в своей нерешительности. Причины она находит все те же: "А куда мне деваться? У меня нет своей квартиры (денег, родни, образования)"; "Его так воспитали, а он же мой муж"; "У нас же дети!" (а ничего, что эти дети регулярно получают психологическую травму, наблюдая, как папа издевается над мамой?).
  • Жертва пытается оправдать жестокое отношение к себе: "Я сама виновата"; "Я же ничего сама не зарабатываю, а он много работает, устает"; "Он просто горячий"; ну и классическое: "Вообще-то он меня любит" (ага, конечно, если бьет, то ведь точно любит!)

И даже если законодатель ужесточит ответственность за бытовой террор, и даже если увенчаются успехом усилия благородных людей, занимающихся помощью пострадавшим от домашнего насилия женщинам и будет организовано достаточное количество приютов временного пребывания женщин, попавших в нелегкую ситуацию, ничего не изменится, пока не изменится отношение в обществе к домашнему насилию и, самое главное, пока не изменится отношение к нему самих женщин. И я не про "полюбить себя". Это довольно расхожий и расплывчатый совет, который, конечно, правильный, но чересчур глобальный. Я про полное и безусловное неприятие насилия. Ни в каком виде.

Садисты, как правило, трусы. Если такой человек будет знать, что на свои действия точно получит отпор - физический, юридический, моральный, что женщина, которую он считает слабее себя, не постесняется вынести свою беду на суд общественности, что уйдет и заберет детей, что снимет побои, подаст заявление в органы и ни в коем случае не заберет его, он не посмеет поднять на нее руку.

Для этого, конечно, необходима поддержка общества. И четкое законодательство. Как у наших стратегических противников - поднял руку на жену, суд установил вину, - даже после отбытия наказания насильник не имеет права приближаться к месту проживания жертвы, даже его нахождение поблизости будет квалифицировано как рецидив.

Но и девочек воспитывать надо с четким пониманием своей ценности и самостоятельности и неприятием насилия ни в каком виде. Объяснять с малых лет, что оправдания насилию нет и быть не может. И как бы ни каялся близкий когда-то человек на словах и как бы ни обещал, что больше такого не повторится, верить нельзя. Перефразируя известную фразу, можно сформулировать житейский закон: "бьет - значит, НЕ любит". И этот закон не имеет исключений.