Найти в Дзене
АвтоДвиж

"Немец", который на самом деле "француз": покатался на Opel Combo калужской сборки

Немецкий бренд «Opel» в бытность нахождения в составе GM имел хорошие позиции в России, однако в 2015-м, в разгар кризиса, с рынка ушел. Как оказалось, ненадолго: год назад автомобили с молнией на облицовке радиатора вновь появились у российских дилеров. Правда, это уже совсем другие «Опели». За прошедшее время немецкую фирму успели выкупить французы из группы PSA (Peugeot / Citroen), а затем сама PSA слилась с концерном Fiat Chrysler, образовав нового автогиганта Stellantis. В общем, теперь под маркой «Opel» в России продают перелицованные модели Peugeot, причем не только легковые, но и коммерческие. Первыми пущенными у нас в продажу коммерческими моделями Opel еще в 2020-м стали фургоны и микроавтобусы Vivaro / Zafira Life. А нынешней весной компанию им составили более легкие и компактные «каблучки» Opel Combo Cargo (грузовой) и Opel Combo Life (пассажирский). Вот на грузовом Combo Cargo я и покатался недавно. Наверное, по первым же фотографиям вы уже узнали, что за модель легла в

Немецкий бренд «Opel» в бытность нахождения в составе GM имел хорошие позиции в России, однако в 2015-м, в разгар кризиса, с рынка ушел. Как оказалось, ненадолго: год назад автомобили с молнией на облицовке радиатора вновь появились у российских дилеров. Правда, это уже совсем другие «Опели». За прошедшее время немецкую фирму успели выкупить французы из группы PSA (Peugeot / Citroen), а затем сама PSA слилась с концерном Fiat Chrysler, образовав нового автогиганта Stellantis. В общем, теперь под маркой «Opel» в России продают перелицованные модели Peugeot, причем не только легковые, но и коммерческие. Первыми пущенными у нас в продажу коммерческими моделями Opel еще в 2020-м стали фургоны и микроавтобусы Vivaro / Zafira Life. А нынешней весной компанию им составили более легкие и компактные «каблучки» Opel Combo Cargo (грузовой) и Opel Combo Life (пассажирский). Вот на грузовом Combo Cargo я и покатался недавно.

Наверное, по первым же фотографиям вы уже узнали, что за модель легла в основу Combo. Все правильно, это хорошо известный «каблучок» Peugeot Partner(он же Citroen Berlingo) прошлого поколения, производство которого с конца 2020 года налажено по полному циклу в Калуге, на заводе «ПСМА Рус». Разумеется, Combo теперь собирают там же, на одном конвейере с Peugeot и Citroen. Прямое указание на российское «гражданство» машины можно найти на маркировочной наклейке в правом дверном проеме:

VIN-код всех машин, сходящих с конвейера калужского завода «ПСМА Рус», начинается с символов Z8T
VIN-код всех машин, сходящих с конвейера калужского завода «ПСМА Рус», начинается с символов Z8T

Много ли отличий имеет Opel Combo от Peugeot Partner и Citroen Berlingo? Их можно пересчитать по пальцам. Причем одной руки: облицовка радиатора, фирменная эмблема на правой створке задней двери, название модели на левой створке задней двери и накладка рулевого колеса с фирменным логотипом. Всё! Но при этом даже удивительно, сколь по-разному воспринимаются Opel, Peugeot и Citroen при взгляде спереди. И дизайн «Опеля», как мне видится, получился наиболее строгим из всей троицы. Для того случая, когда грузовой фургон является олицетворением бизнеса его владельца, это имеет некоторое значение.

Но за «опелевскую» молнию на облицовке радиатора, как и за «ситроеновские» два шеврона, нужно заплатить на 30 тысяч рублей больше, чем за льва на эмблеме Peugeot: вот такой интересный маркетинговый ход… Притом сами машины, повторюсь, совершенно одинаковы и по комплектации, и по ходовым качествам. Поэтому всё то, что ниже я буду говорить про Opel Combo, в полной мере может быть спроецировано на Peugeot Partner и Citroen Berlingo.

Вообще грузовой Combo представлен у нас в четырех модификациях, которые получаются за счет комбинирования двух моторов и двух типов кузова. Вариант подешевле – с 1,6-литровым бензиновым движком и коротким кузовом: цены на такие машины стартуют с 1,229 млн руб. Напротив, самый дорогой вариант – с дизелем того же объема и удлиненным кузовом «XL». За такой фургон дилеры просят на 150 тысяч больше. Конечная цена каждой из модификаций может быть увеличена на сумму от 10 до 113 тысяч за счет заказа нескольких опций, которыми можно дополнить базовую комплектацию автомобиля. Итого стоимость самого дорогого, максимально «упакованного» Opel Combo Cargo доходит до 1,492 млн руб. И именно такой вариант фургона и попал ко мне.

За что вообще покупатели ценят «каблучки»? В силу невысокой полной массы (менее 2,5 тонн) их не затрагивают «грузовые» ограничения, такие как запрет на езду в левом ряду многополосных дорог. Да и традиционные московские ограничения (грузовой каркас и запрет на въезд в центр для автомобилей грузоподъемностью более 1 тонны) на них не распространяются. Во-вторых, «каблучки» представляют собой хороший симбиоз качеств, позаимствованных от автомобилей из разных сегментов. По маневренности, проворности и экономичности они сравнимы с компактными «легковушками». Но при этом имеют в своем арсенале высокую посадку – почти как у кроссовера – и солидную вместимость. Так, дизельный фургон Opel Combo Cargo XL при длине 4,6 м имеет грузовой отсек вместимостью 3,7 кубометров и способен нести на себе 732 кг поклажи.

Удлиненный вариант Opel Combo Cargo XL отличается от обычного Combo Cargo увеличенным на 25 см задним свесом кузова. Прибавка невелика, но именно она делает возможной перевозку громоздких 2-метровых предметов – например, холодильника в упаковке. В короткий кузов обычного Combo можно впихнуть разве что узкую 2-метровую входную дверь, если разместить ее в кузове по диагонали. Хотя длинномеры вроде карнизов, плинтусов или пластиковых труб обе модификации фургонов позволяют перевезти и в 3-метровом размере. Для этого нужно откинуть люк в правой части перегородки кабины, а затем сложить спинку пассажирского сиденья. Выглядеть получившаяся площадка будет вот так:

Боковые стены и обивки дверей на этом «Опеле» обшиты фанерными филенками, а пол покрыт ламинированной фанерой: это – позиции из перечня опций. В «базе» пол в кузове обычный металлический, окрашенный в цвет кузова, а боковины обшиты пластиком до уровня подоконного пояса. Насколько полезные эти опции? Фанерная обшивка, конечно, бережет окрашенный металл, и шума в кабине благодаря ней поменьше. Но фанера на полу чрезвычайно скользкая, что для грузовичка не очень хорошо: крепить приходится даже совсем легкие грузы, иначе они летают от стенки к стенке при плавных поворотах машины. Я больше люблю, когда фанера на полу имеет шероховатость. Благо, в полу есть 6 штатных колец для увязки груза – это хорошо. Но на боковых стенках нет ни одной точки для дополнительной фиксации высоких грузов: это плохо. Хотя сделать их было бы несложно: поскольку кузов тут унифицирован с пассажирским, на боковых стойках все равно есть закладные элементы для крепления ремней безопасности.

Еще одна полезная опция для грузового отсека – быстросъемная штора позади перегородки грузового отсека. По прайсу она стоит 10 тысяч. Вверху она вставляется в специальные пазы в боковинах кузова, а внизу фиксируется липучками за ближайшие к перегородке увязочные кольца в полу. Главным образом она нужна зимой, чтобы водителю не тянуло холодом в спину со стороны грузового отсека и чтобы кабина быстрее прогревалась. Но, судя по всему, некоторое положительное влияние на акустический комфорт в кабине она тоже оказывает.

Штора с целлулоидным окном - опция
Штора с целлулоидным окном - опция

С грузовым отсеком разобрались – пора усаживаться самому. В меру жесткое сиденье с ярко выраженной боковой поддержкой в области плеч пришлось точно по фигуре, что-то исправить желания не возникло. Повезло! Ибо набором регулировок оно похвастать не может: по высоте не подстраивается, поясничный подпор не корректируется. Подогрева кресло, к слову, тоже не имеет, хоть во второй половине весны это уже и не актуально. При всем том к эргономике рабочего места водителя у меня замечаний нет вообще: руль, педали и джойстик коробки передач находятся ровно там, где их хочется видеть. А вот что потребовало некоторого привыкания, так это специфическое расположение клавиш стеклоподъемников (около рычага КП) и «невесомые» педали. Пересаживаясь в Opel из нового «уазика», где педали, напротив, весьма тугие, я первые три–четыре раза никак не мог плавно затормозить, сколько ни старался. Но это, правда, не столько проблема «Опеля», сколько проблема УАЗа.

Сильной стороной Opel Combo можно назвать отличную обзорность. Ее обеспечивают высокая посадка за рулем, внушительная площадь остекления и большие зеркала. Маневрирование в городском потоке и на парковке трудностей не вызывает. Чуть портят картину лишь широкие стойки ветрового стекла, но это уже данность всех современных машин: никуда не денешься – от них зависит безопасность экипажа в случае ДТП. Зеркала, кстати, имеют механическую регулировку при помощи джойстиков: меня это даже позабавило, я уж и забыл, что так бывает )) Сам процесс регулировки прост, и даже до рычажка правого зеркала с места водителя дотянуться не сложно. А вот отсутствие у зеркал обогрева даже в качестве опции у меня вызвало недоумение. Товарищи маркетологи, ну вы это серьезно?! На фургон с неостекленным кузовом – и зеркала без подогрева? Вам бы лично поездить на такой машине хотя бы пару дней в ненастную погоду… Поверьте, это порой очень неудобно.

В сложных архитектурных формах панели приборов обнаружилось сразу несколько больших «бардачков» и полочек. А для тех, кому и этого покажется мало, предусмотрена еще и полка над ветровым стеклом – прямо как у «взрослых» фургонов. Кроме того, в кабине есть место и для вещей покрупнее: если водитель и пассажир отправятся в дальнюю дорогу, они смогут разместить пару довольно объемных сумок за спинками сидений, возле перегородки кабины, плюс еще одна поместится между сидений. За это «Опелю» жирный плюс. Но вот во всем многообразии полочек я так и не смог найти, куда пристроить в кабине перед глазами современный смартфон: ни в один кармашек он не помещается. Придется покупать универсальную «держалку» на липучке.

Ну, а какие ощущения дарит Opel Combo на ходу? Безо всяких оговорок удачно настроено рулевое управление – «прозрачная» обратная связь на руле позволяет очень точно чувствовать и угол поворота колес, и их «зацеп». Подвеска тоже радует балансом между энергоемкостью и плавностью хода. Даже пустой Opel не вытряхивает из тебя душу на пластиковых лежачих полицейских, как это делает, например, грузовой Volkswagen Caddy Kasten с однолистовыми задними рессорами. Наконец, радует машина и низким уровнем шума со стороны силового агрегата. Я поначалу, было дело, даже засомневался: точно ли мотор этот дизельный? Где шум, где вибрации? Слазил под капот, проверил: действительно, дизель. Притом дизель очень эластичный: надо специально постараться, чтобы нечаянно заглушить его при трогании – он прощает даже весьма некорректную работу педалями и ошибки в выборе передачи.

Под капотом тесно, но рационально: почти все заливные горловины скомпонованы справа, аккумулятор и монтажный блок – слева. Никаких трудностей с доступом ни к тому, ни к другому нет и в помине. Приятная мелочь: отверстие в кузове для установки штыря упора капота помечено ярко-желтой линией и сразу заметно даже в темноте
Под капотом тесно, но рационально: почти все заливные горловины скомпонованы справа, аккумулятор и монтажный блок – слева. Никаких трудностей с доступом ни к тому, ни к другому нет и в помине. Приятная мелочь: отверстие в кузове для установки штыря упора капота помечено ярко-желтой линией и сразу заметно даже в темноте

Даром, что мощность 1,6-литрового дизеля невелика, всего 90 л.с. по паспорту, перемещать машину в пространстве он способен довольно стремительно. Интенсивность разгона существенно падает лишь после 120 км/ч, а баланс между его тяговыми возможностями и силами сопротивления движению наступают на скорости чуть менее 160 км/ч. Была бы шестая передача, «каблучок», скорее всего, смог бы разогнаться еще сильнее, но дизельные Combo безальтернативно поставляются лишь с 5-ступенчатой «механикой». Но даже с такой коробкой дизельный Opel потрясающе экономичен: за 1000-километровый пробег, поровну поделенный между городом и трассой, средний расход топлива по маршрутному компьютеру у меня получился равным ровно 6 л/100 км.

И что не менее важно, все версии Combo поставляются в исполнении, адаптированном для российских условий эксплуатации. За этой фразой скрывается внушительный список изменений: от увеличения емкости аккумуляторной батареи и бачка стеклоомывателя до установки металлической защиты картера двигателя, более мощного генератора и увеличения клиренса до 175 мм. Учитывая дождливую погоду, на грунтовки я во время теста так ни разу и не съехал, максимум – на щебеночный грейдер, но с таким дорожным просветом на ямах и в колеях на том же грейдере днищем я ни разу не чиркал, да и на парковках передний бампер не цепляется за бордюры стандартной высоты – а большего от городской развозной машины и не требуется.

Встал под уклон к забору на влажную после дождя почву. После включения передачи пару секунд машину удерживает тормозами штатная противооткатная  система, а в момент трогания пришла на помощь антипробуксовочная система, импульсно подтормозившая заскользившее правое колесо и сымитировавшая тем самым блокировку дифференциала
Встал под уклон к забору на влажную после дождя почву. После включения передачи пару секунд машину удерживает тормозами штатная противооткатная система, а в момент трогания пришла на помощь антипробуксовочная система, импульсно подтормозившая заскользившее правое колесо и сымитировавшая тем самым блокировку дифференциала

Чтобы подвести итоги, надо посмотреть, как «опелевское» предложение соотносится с рыночными позициями конкурентов. Соперник «снизу» – значительно более дешевый фургон LADA Largus (от 720 до 901 тыс. руб.). Но тольяттинская машина проигрывает по многим статьям и не имеет столь экономичной дизельной модификации. Volkswagen и Renault у нас грузовые «каблучки» больше не продают, так что из числа иностранных конкурентов остается лишь FIAT Doblo Cargo – родственник по альянсу Stellantis: еще более дорогой и также комплектующийся лишь бензиновым движком (причем с турбонаддувом). То бишь получается, что Opel Combo по набору потребительских качеств – своего рода золотая середина между «Ладой» и «Фиатом». Вот только станет ли молния на облицовке радиатора достаточным аргументом для того, чтобы купить именно Opel, а не такой же Peugeot на 30 тысяч дешевле? Дорогие читатели, что думаете по этому поводу?