Если у ребенка дислалия и быстрая речь в сочетании гиперактивностью и не автоматизируется звук «р», что делать?
Такой вопрос мне задал один мой подписчик.
Отвечаю с оговоркой, что я даю общие рекомендации, потому что не вижу самого ребенка и данных его анамнеза.
Дислалия – (от греч.dis – приставка, которая обозначает частичное расстройство, и lalio – говорю) нарушение речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Выделяют две формы дислалии в зависимости от локализации и причин: функциональную и механическую ( органическую).
Механическая дислалия связана с дефектами строения речевого аппарата ( зубов, челюстей, языка и неба).
Функциональная дислалия связана либо с социальными факторами (сюсюканье, двуязычие, ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи) либо с обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.
Функциональная дислалия имеет три разновидности
1. Акустико-фонематическая.
В ее основе лежит несформированность фонематического слуха. Ребенок не распознает ту или иную фонему, а следовательно неправильно слышит и воспроизводит то или иное слово. Например, слышатся и произносятся одинаково слова: «роза» и «рожа», «миска» и «мишка».
2. Артикуляторно-фонематическая. Возникает из-за несформированности отбора фонем по их артикуляционному укладу. Звук заменяется на более простой в произношении либо неустойчив в речи, то появляется, то заменяется на более близкий.
3. Артикуляторно-фонетическая. При такой дислалии звук сформирован с неверными артикуляторными позициями. Чаще звук близок к своей акустической норме, например, межзубный «с», щечный «ш», увелярный «р».
Если у ребенка быстрая речь в сочетании гиперактивностью и не автоматизируется звук, можно с большой долей вероятности говорить о синдроме дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ).
В дошкольном возрасте у детей СДВГ проявляется так:
- беспричинное беспокойство;
- отсутствие самоконтроля;
- вспышки гнева и ярости;
- нежелание доводить начатое дело до конца;
- низкая концентрация внимания;
- высокая двигательная активность;
- нарушения речи.
Особенности гиперактивных детей и способы помощи
1. Ребенок не может долго сидеть на месте. Раскачиваясь на стуле и качая ногой легче думать. Не требуйте от дошкольника с гиперактивностью неподвижного сидения на занятии. Лучше обеспечьте ему частую смену деятельности, динамические паузы, пальчиковые игры и физминутки.
2. Дошкольник устает от однообразия и рутины.
Избавьте его от большого количества повторений, особенно если материал усвоен. Для одной и той же задачи придумывайте разнообразные задания. Например, при автоматизации звука «р» сегодня вы играете в игру «Попугай» и повторяете слова, словосочетания или предложения за «птицей».
Завтра вы будете кидать мяч и говорить слова начинающиеся на «р». Послезавтра нарисуете щенка и будете его «кормить», дорисовывая в миске «корм» после правильно сказанного слова со звуком «р».
То же самое и с чтением. Ребенку будет интересно, если ему будут писать записки любимые герои или куклы, или он будет читать и узнавать, куда пойдет в выходные.
3. Зачастую в работах гиперактивного ребенка нет аккуратности. Не нужно заставлять доводить работу до идеала. Позвольте выполнять работу правильно, так у ребенка не пропадет мотивация к занятиям.
4. Ребенок боится больших объемов. Делите задание на части. Для автоматизации 40 слов, берите 4 раза по 10 слов. Большой рассказ разделите на абзацы.
5. Часто отвлекается. Договоритесь с ребенком о способе привлечения его внимания, если он отвлекся. Например, вы будете касаться рукой его руки. В детском саду такие дети должны сидеть ближе к воспитателю, чтобы ребенок мог лучше сосредоточиться.
6. Недостаточно развитое чувство времени. Используйте для занятий таймер и песочные часы. Выполняйте упражнения по времени. Вводите таймер для самоконтроля длительности игры, просмотра телевизора и компьютера.
Лайфхак родителей гиперактивных детей.
Важный фактор для ребенка – мотивация. Введите бонусную систему. Заведите вместе с ребенком блокнот, который он выберет в магазине и сам оформит. В блокнот ставится плюс за каждое выполненное задание: за прочитанное предложение или повторение слов, заученную чистоговорку или стихотворение. Минусы не ставятся. За определенное количество плюсов ребенок получает гарантированную награду. Например, пополнится его коллекция мелких игрушек из киндера или начивок. Таким образом у ребенка будут формироваться базовые навыки саморегуляции.
Когда у ребенка с гиперактивностью снизится проявление синдрома, у детского организма найдутся силы справиться с функциональной дислалией.
Ребенку с СДВГ поможет квалифицированное медицинское сопровождение невролога.
Важно! Есть дети, у которых высокая двигательная активность не связана с СДВГ. Понять природу явления может только врач.
Ставьте 👍, если понравилась статья.
Задавайте вопросы под статьей или в чате.
Делитесь статьей с друзьями, чтобы больше людей знали, как воспитывать ребенка им гиперактивностью.