Этот вопрос продолжает волновать поклонников во всем мире. Музыканты Queen в течение нескольких лет искали подходящее место на родине, обращаясь во многие организации и учреждения. Однако во всех случаях их ждал вежливый отказ, продиктованный неизвестными соображениями. Группе пошел на встречу лишь Илингский колледж искусств (alma mater Меркьюри), который предложил установить памятник на стоянке автомобилей. Однако вскоре они получили положительный ответ из Монтре, поэтому приняли решение установить статую на берегу Женевского озера. «Мы решили: пусть едет в Швейцарию. Мы страшно разочарованы отказом Англии», - признавался Брайан Мэй.
Кто же запретил устанавливать мемориал в Англии? Может быть, королева Елизавета? Или тогдашний премьер-министр страны Джон Мейджор? Однако это обвинение выглядит крайне неосторожно. Поясним это утверждение.
Британия — либеральная демократия. Главой государства является монарх, но реальная власть принадлежит премьер-министру и другим членам правительства. Но тогда какими же политическими полномочиями обладает королева?
1. Открытие заседаний парламента.
Каждый год Её Величество выступает на первом заседании парламента с целью положить начало новому парламентскому году. Впрочем, текст обращения пишут те же парламентарии, поэтому участие королевы здесь представляется достаточно скромным. Тем не менее церемония имеет важнейшее значение, так как в очередной раз доказывает всем, что монархия – не только устаревший символ или украшение, но и инструмент, составляющая часть устройства, позволившего Британии меняться без гражданских войн и революций.
2. Придает правовую силу законам.
На Альбионе разработка законопроектов находится в ведении двухпалатного парламента, который состоит из палаты общин и палаты лордов. Однако все законы должна подписать королева. Стоит отметить, что случаи, когда монарх не одобрил тот или иной законопроект, случаются редко. Последний раз это было в 1708 году, в период правления Анны Стюарт.
3. Назначает министров Короны.
Большинство государственных чиновников в Великобритании назначаются в результате голосования, но королева имеет право самостоятельно назначать министров Короны, чаще всего из известных ей членов парламента.
4. Помилование преступников.
Королева, если посчитает нужным, может помиловать государственных преступников, однако этим правом она пользуется нечасто.
5. «Выдача» паспортов.
Несмотря на то что британские паспорта выдаются от имени королевы, она не занимается этим сама – от её лица этим руководят специальные чиновники.
6. Командование вооружёнными силами.
По государственному законодательству Елизавета II — Верховный главнокомандующий вооруженными силами Великобритании, однако при желании она может передать свой пост другому лицу, например, премьер-министру.
7. Объявление войны.
Королева – единственный человек в Британии, кто имеет право публично объявлять войну другим странам. Но и в этом случае её решение должно быть согласовано с премьер-министром и парламентом.
8. Может распустить парламент.
В случае необходимости Елизавета имеет право распустить парламент, хотя это практически бы не сказалось на работе правительства, так как кабинет министров, да и сам премьер-министр не подвергаются роспуску.
О том, насколько несвободно поведение королевы, можно судить по следующему примеру.
В 1997 году в автомобильной катастрофе погибла принцесса Диана. Так как леди Ди в то время уже не считалась супругой наследника престола, Елизавета решила не придавать событию государственного значения. Поэтому она не захотела возвращаться в Лондон из Шотландии, где обычно проводит лето. Но неожиданно в дело вмешался премьер-министр Тони Блэр. Он прекрасно понимал, что в обществе не поймут такого отношения монарха к «народной принцессе» Диане, которая к тому же была матерью двух принцев, будущих наследников британской короны. Люди были недовольны холодностью королевы, её нежеланием разделить общенациональное горе. Именно тогда и решил вмешаться Тони Блэр, который уговорил Елизавету срочно вернуться в Лондон. Он же настоятельно рекомендовал ей уступить желанию народных масс и приспустить флаг над Букингемским дворцом. Блэр также раньше других отреагировал на сообщение о гибели Дианы, когда публично произнес короткую речь, которую многие восприняли с большой благодарностью.
Таким образом монархия была спасена, но, видимо, это вмешательство премьера серьезно обидело королеву. В 2011 году английские газеты с наслаждением писали о том, что Тони Блэр не был приглашен на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон, хотя на это существовало и официальное объяснение: Блэр, в отличие Джона Мейджора и Маргарет Тэтчер, не был членом Ордена Подвязки. Однако никто этому не поверил. Многие считали, что Елизавета так и смогла простить политику вмешательство в дела семьи, особенно в такой сложный период. Хотя это всего лишь домыслы прессы. Но вернемся к нашему вопросу, который мы задали в самом начале статьи.
Кто же запретил установку памятника Фредди Меркьюри? Может быть, премьер-министр? «Первый среди равных», именно так в Британии нередко называют премьера, является главой правительства, председателем Кабинета министров и членом Тайного совета страны. В последнее время все чаще звучат предположения, что премьер приобретает исключительные полномочия, но это мнение во многом ошибочно. В России, например, до сих пор не могут поверить, что судебные решения о предоставлении некоторым лицам убежища в Англии обычно принимаются без соответствующих санкций главы Кабинета министров. На Альбионе все обязаны подчиняться закону, в том числе королева и премьер-министр. И их вряд ли стоит обвинять в отсутствии мемориала Фредди Меркьюри. Музыканты Queen, скорее всего, получали отказы от официальных властей Лондона (так как должности мэра тогда еще не существовало, большинство административных вопросов города находилось в ведении выборного совета Большого Лондона). В задачи этой статьи не входило выяснение причин подобного решения местных властей, поэтому каждый волен выбирать свою трактовку данного вопроса.
Конечно, Фредди Меркьюри заслужил памятник на родине. Да и не только памятник, а целый мемориальный комплекс. И будем надеяться, что это дело ближайшего будущего.