Машу мама отдала в детский дом, чтобы она не мешала встречаться с парнем-наркоманом. В учреждении выяснилось, что одно из любимых лакомств девочки — это китикет. Она забирала вкусняшки у уличной кошки, которую подкармливали в парке воспитатели. Но во время обеда Маша ела плохо. Она почти не умела пользоваться столовыми приборами, вся еда оказывалась на одежде. Почти не ела хлеб, зато уносила его с собой. В тумбочке лежал запас сухариков — для мамы, которая приходила навестить ребенка по пятницам.
Очень часто воспитатели, которые занимаются с такими детьми, удивляются их любви к бросившим родителям. Ведь в “нормальной” семье ребенку не придет в голову тащить родителям еду, скажем, из гостей. Они получают достаточно любви, им не приходится ее покупать. Они не находятся в лапах так называемой “лояльности к родовой системе”. Этот термин ввели психологи, чтобы объяснить поведение Маши, а еще — многих других детишек, которые проходят в своем детстве через равнодушие, наплевательство, грубость, насилие со стороны тех людей, которые должны были заботиться. Именно эта лояльность корежит душу взрослой женщины, которая плачет, но не может положить трубку, слушая оскорбления от пожилой женщины. Эта лояльность позволяет старым родителям управлять взрослыми уже детьми, как марионетками. И она не дает детям выйти наконец из детского сценария и обратиться наконец к специалистам, которые могут помочь. Они испытывают вину, когда защищают свое личное пространство. Жгучую, невыносимую вину — когда идут на консультацию по поводу родственника к психиатру или наркологу (а таким родителям очень часто нужна помощь от этих специалистов).
От этой же лояльности, источником которой являются все люди, живущие на земле, страдают выросшие дети, когда стараются изменить правила сложившейся токсичной игры в “дочки-матери”, в которую заигрались родители. “Ну она же мама!” — кто из нас не слышал эту фразу, не ощущал на себе ее обезоруживающее пламя? Онажемама тем временем подбирает слова, чтобы побольнее ударить.
Чтобы отделиться от мамы и папы, научиться стоять на своих ножках, состояться во всех сферах жизни, при этом помогая стареющим родителям, нужен огромный, неисчерпаемый внутренний ресурс энергии. Он основан на самоценности (ты важен), любви к себе (я люблю тебя безо всяких условий), самостоятельности (у тебя все получится). Вот только наполняться этим ресурсом приходится учиться в других отношениях, если не убита еще способность доверять, находить наставников, обращаться за помощью. И если получится наконец договориться со своей лояльностью.