В Дагестане, самым многочисленным народом являются аварцы. И одним из самых древних государственных образований Дагестана также являлось Аварское ханство, которое просуществовало с XII по XIX век.
Столицей Аварского ханства до его ликвидации русской администрацией было село Хунзах.
И в этом селе, между 1816 и 1818 годами родился герой аварского народа Хаджи-Мурат Аварский.
Он происходил из свободных поселян-общинников (уздени). Но мать его была кормилицей ханских сыновей и Хаджи-Мурат вырос, играя с ними.
Жил, он и как большинство аварцев простой крестьянской жизнью, и изучил только первоначальную грамоту, научившись читать и писать на аварском арабскими буквами.
В 1830-м году он потерял отца, погибшего в бою с мюридами пламенного учителя Шамиля - Гази-Магомеда. Гази-Магомед хотел повсеместно ввестизаконы шариата, ограничивавшие традиционное право кавказцев - адаты. Это было негативно встречено со стороны ханской верхушки, боявшейся потерять свою власть, отдав ее в руки имамов. Простые уздени также не хотели менять привычный образ жизни по адатам, в обмен на непонятные требования шариата.
Аварские ханы выступили против мюридизма Гази-Магомеда и в бою около Хунзаха он был разгромлен аварским ополчением. Там и погиб отец Хаджи-Мурата. Возможно именно это и стало в последующем причиной конфликта с окружением Шамиля.
13 августа 1834 года мюридский имам Дагестана Гамзат-бек все-таки осуществил месть в отношении молодых аварских ханов Уммы и Абу-Нуцала.
Власть в Аварском ханстве захватили мюриды Гамзат-бека. Так ханство стало оплотом мюридизма - последователей суфийского тариката.
Гамзат-бек начал совершать казни всех неугодных, кто по его мнению мог вместе с ним претендовать на власть в ханстве. Он не пожалел даже мать убитых молодых ханов, что вызвало скрытое недовольство среди его соратников.
Хаджи-Мурат вместе со своим старшим братом Османом принял участие в заговоре против Гамзат-бека и 19 сентября 1834 года, когда тот был на пятничной молитве прямо в мечети они застрелили его. В перестрелке с телохранителями имама был застрелен и Осман.
Так, неожиданно юный Хаджи-мурат стал лидером аварцев. К тому же русской администрацией он был назначен управляющим Аварией.
Но, номинальным правителем Аварии был кумыкский Ахмед-хан Мехтулинский, который путём наговоров добился того, что Хаджи-Мурата обвинили в пособничестве Шамилю (тогда набирал силу).
- В 1840 году доносы и наговоры Ахмед-хана привели к аресту Хаджи-Мурата по обвинению в ведении тайных переговоров с Шамилем, а также разрушению его дома, разграблению имущества и скота. Было приказано сослать его в Темир-Хан-Шуру, но он по пути сумел бежать, совершив рискованный прыжок со скалы, по краю которой пролегала тропинка. Он смог утащить за собой двоих конвоиров, на которых и приземлился, сломав при падении только одну ногу - Википедия
После этого у Хаджи-Мурата оставалась только одна дорога - к своим врагам мюридам.
У Шамиля он стал наибом аварских селений. Хорошо зная местность, тактику русских войск, пользуясь уважением среди населения он совершал набеги молниеносно и удачно для своего отряда.
«…Хаджи Мурад был одним из гениальнейших, конечно, в своем роде, самородков. Сказать, что это был храбрец и удалец из самых храбрейших и удалых горцев, — значит ещё ничего не сказать для его характеристики: бесстрашие Хаджи Мурада было поразительно даже на Кавказе… Он был необыкновенный вождь кавалерии, находчивый, предупредительный, решительный в атаке, неуловимый в отступлении… Бывали моменты, когда этот витязь держал как на сковороде столь умных полководцев, какими были князь Аргутинский-Долгоруков и князь М. С. Воронцов… Перенеси этого гениального дикаря, каков он был — в армию французов, либо ещё лучше — в армию Мольтке, в какую хотите европейскую армию, всюду Хаджи Мурад явился бы лихим и лучшим командиром кавалерии» — Из записок полковника кавалерии и исследователя военной истории Кавказа А. Зиссермана. 1881 года
10 лет, неуловимый аварец то угонял табун лошадей у русского гарнизона, то нападал на ставку генерала, нелестно отозвавшегося о храбрости горцев, то громил в открытом сражении царские войска.
Все эти успехи ставили под сомнение способность самого Шамиля к руководству. Недоброжелатели доносили тому, что говорил Хаджи-Мурат: «Имамом будет тот, у кого шашка острее»
После неудачного похода Хаджи-Мурата в Табасаран, у Шамиля появился повод обвинить аварца в неспособности к командованию.
После этого, Хаджи-Мурат объявил о том, что больше не будет воевать с русской администрацией. Это случилось в ноябре 1851 года. Он решил переехать в чеченский аул Гехи, откуда была его жена.
Несмотря на то, что сейчас считается, что Хаджи-Мурат предал Шамиля доказательств этому нет. Скорее всего, он просто устал от постоянной войны и вражды, решив вернуться к мирному крестьянскому труду, которым он и должен был заниматься по своему происхождению.
Указанное подтверждает и то, что Хаджи-Мурат не принимал никакого участия в акциях против Шамиля. Поэтому его под конвоем отправили в Шеки, где он содержался под надзором.
4 мая 1852 года, Хаджи-Мурат перебил своих конвойных и ушел в горы. Но на следующий день - 5 мая 1852 года он был настигнут казаками и местной народной милицией около села Онджалы (современный Азербайджан).
- «…Хаджи Мурад, действительно, был замечательный человек, смелости, можно сказать, безумной, не знающий страха, вместе с тем имевший много природной хитрости, совершенное знание Дагестана… Этот неустрашимый человек был обоюдоострой шпагой, которая могла бы сделаться затруднительною для нас… Хаджи Мурад умер отчаянным храбрецом, каковым и жил; оставив своих лошадей, он спрятался в какую-то яму, которую укреплял с товарищами, копая землю руками, он отвечал ругательствами на предложение сдаться; на его глазах умерли двое его товарищей, и он сам, раненный четырьмя пулями, слабый и истекающий кровью, в отчаянии бросился на атакующих, и тут-то его покончили!». (Из записок князя М. С. Воронцова, 1852 г.).