Жанр – трагикомедия, «черная» комедия, фантастика
Фильм снят режиссером Джоном Карнаханом. В оригинале носит название «Последний уровень», и я полагаю, что «геймерское» название лучше отражает суть фильма – игру. Герой как бы попадает в игровое пространство, в котором он одновременно и игрок, и персонаж. Он постоянно переходит из одной ипостаси в другую, но так, что зритель этого даже не замечает. Название для российского зрителя отсылает нас к известному «Дню сурка», герой которого попадает в «петлю времени».
Рой Палвер (актер Фрэнк Грилло), бывший спецназовец, как нельзя лучше подходит для движителя игры. Создателем игры, вообразившим себя богом, является Колонел Клив Вентор, герой Мела Гибсона. Его цель – добиться такой реальности, которая давала бы абсолютную власть. Но ему мешает Рой, который постоянно путается под ногами, и оживает на каждом последующем уровне после его убийства криминальными фриками.
Многие зрители недооценивают персонажа Мела Гибсона, утверждая, что на эту роль звезду такого уровня – обладателя двух «Оскаров» за лучший фильм и за лучшую режиссуру и «Золотого глобуса» за режиссуру – приглашать не следует: дорого и незачем. Но это не так. Гибсон ни за что не согласился бы на проходную роль, а с ролью Бога, хотя бы и виртуального, он справился блестяще.
Как ни странно, Вентор – единственный «живой» персонаж в фильме. Он имеет силу, но слаб духовно. Недаром Рой называет его диктатором-недоучкой. Он не смог сам создать Скипетр, который и оживил бы виртуальный мир, а подключил к созданию женщину, с его точки зрения, низшее существо, которое можно заставить работать, исходя из инстинктивных потребностей – в сексе и в защите потомства. Ни одно из этих предположений не сработало.
Несмотря на то, что его нет в кадре, мы постоянно чувствуем его присутствие, его волю, его безумие, его слабость перед Джеммой Уэллс (актриса Наоми Уоттс) – любимой женщиной Роя, которая его переиграла, создав условия для самоуничтожения игры.
Для того чтобы подчеркнуть игровую реальность, в фильме постоянно отсчитывается время до очередной смерти. Одновременно в виртуальную реальность врывается чисто человеческое стремление защитить дорогих людей. И вот тут все переворачивается с ног на голову. Главная идея меняется с личного выживания на выживание человечества.
В финале мы понимаем, что Роя, человека-то, и нет. Это игрок, сломавший стереотипы, принесший себя в жертву во имя тех, кому нужно просветить путь в жизни, определенный еще Фридрихом Ницше: «Если человеку есть ДЛЯ ЧЕГО жить, то он выдержит любое КАК». А виртуальная реальность – она может и самостоятельно развиваться, посмеиваясь над игроками.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк!
Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного!