Найти тему
Атмосфера

Психология в кино. «День курка». Кто пришел убивать?

Жанр – трагикомедия, «черная» комедия, фантастика

Фильм снят режиссером Джоном Карнаханом. В оригинале носит название «Последний уровень», и я полагаю, что «геймерское» название лучше отражает суть фильма – игру. Герой как бы попадает в игровое пространство, в котором он одновременно и игрок, и персонаж. Он постоянно переходит из одной ипостаси в другую, но так, что зритель этого даже не замечает. Название для российского зрителя отсылает нас к известному «Дню сурка», герой которого попадает в «петлю времени».

День курка. Скриншот
День курка. Скриншот

Рой Палвер (актер Фрэнк Грилло), бывший спецназовец, как нельзя лучше подходит для движителя игры. Создателем игры, вообразившим себя богом, является Колонел Клив Вентор, герой Мела Гибсона. Его цель – добиться такой реальности, которая давала бы абсолютную власть. Но ему мешает Рой, который постоянно путается под ногами, и оживает на каждом последующем уровне после его убийства криминальными фриками.

Многие зрители недооценивают персонажа Мела Гибсона, утверждая, что на эту роль звезду такого уровня – обладателя двух «Оскаров» за лучший фильм и за лучшую режиссуру и «Золотого глобуса» за режиссуру – приглашать не следует: дорого и незачем. Но это не так. Гибсон ни за что не согласился бы на проходную роль, а с ролью Бога, хотя бы и виртуального, он справился блестяще.

Как ни странно, Вентор – единственный «живой» персонаж в фильме. Он имеет силу, но слаб духовно. Недаром Рой называет его диктатором-недоучкой. Он не смог сам создать Скипетр, который и оживил бы виртуальный мир, а подключил к созданию женщину, с его точки зрения, низшее существо, которое можно заставить работать, исходя из инстинктивных потребностей – в сексе и в защите потомства. Ни одно из этих предположений не сработало.

Несмотря на то, что его нет в кадре, мы постоянно чувствуем его присутствие, его волю, его безумие, его слабость перед Джеммой Уэллс (актриса Наоми Уоттс) – любимой женщиной Роя, которая его переиграла, создав условия для самоуничтожения игры.

Для того чтобы подчеркнуть игровую реальность, в фильме постоянно отсчитывается время до очередной смерти. Одновременно в виртуальную реальность врывается чисто человеческое стремление защитить дорогих людей. И вот тут все переворачивается с ног на голову. Главная идея меняется с личного выживания на выживание человечества.

В финале мы понимаем, что Роя, человека-то, и нет. Это игрок, сломавший стереотипы, принесший себя в жертву во имя тех, кому нужно просветить путь в жизни, определенный еще Фридрихом Ницше: «Если человеку есть ДЛЯ ЧЕГО жить, то он выдержит любое КАК». А виртуальная реальность – она может и самостоятельно развиваться, посмеиваясь над игроками.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк!

Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного!