Со Светлого Христова Воскресения, которое в этом году выпало на 2 мая, вся неделя считается праздничной. А поводом для публикации в эти дни пасхальной недели послужило раритетное видео 2005 года феодосийского телевидения, которое оказалось у «Крымских новостей».
В этом видео пасхальное поздравление 2005 года протоиерея отца Анатолия (Чепеля), более сорока лет служившего настоятелем Феодосийского Казанского собора. 31 августа 2009 года он ушел из жизни, но до сих пор прихожане с теплом и любовью вспоминают этого замечательного человека. «Батюшка», - как ласково называли его прихожане, похоронен на территории собора. Часто можно видеть, как прихожане приходят, чтобы помолиться на его могиле о спасении души этого светлого человека, приносят цветы, просят о заступничестве.
В 2005 году Пасху Христову праздновали почти в эти же дни – первого мая. В видео собраны фрагменты праздничного богослужения, пасхального концерта у кинотеатра «Крым». Думаем, феодосийцам будет интересно заглянуть в прошлое, а, возможно, кто-то увидит себя таким, каким был шестнадцать лет назад.
Фрагмент книги Элеоноры Ищенко «Феодосийский Казанский собор» (2007):
«Отец Анатолий (Чепель), или «батюшка», как ласково обращаются к нему прихожане, вот уже 40 лет служит настоятелем в Феодосийском Казанском соборе. Его трудами растёт приход, облагораживается и отстраивается храм и его территория, делаются многие богоугодные дела. Не случайно за свои заслуги отец Анатолий удостоен сана протоиерея – главного священника города и награжден двумя наградными крестами. Святитель Иаков – архиепископ Новгородский говорил, что «пастыри в смысле нравственном, то же, что воины в смысле гражданском. Воины защищают народ от врагов государственных, а пастыри охраняют народ от врагов нравственных». Именно таким воином, но добрым и мудрым, сильным именно своей бесконечной добротой, является отец Анатолий. И голос нашего батюшки ему под стать: лёгкий, медовый, и в то же время сильный, понятный. Его никогда не спутаешь ни с одним другим голосом, ни в многоголосии хора, ни в хоре священников на престольный праздник.
Отец Анатолий (Чепель) родился в маленьком польском селе Березовка Ровенской области 3 сентября 1930 года в семье небогатых сельских тружеников. 10 сентября у него День ангела. Отец Анатолий вспоминает: «Детство моё прошло в Ровенской области. Я вырос в большой религиозной семье, где всегда чувствовалась любовь не только друг к другу, но и вообще к людям.
Вспоминаю дедушку. Он был трудолюбивым и по тем временам зажиточным: у него была своя молотилка. И он сначала отдавал её в пользование бедным, а уж потом молотил сам. Нас, детей, не ругал всякими словами, а когда сердился, говорил: «Ах вы, мои журавлики…».
Анатолий Чепель был старшим из шести детей. Бабушка Гликерия учила его вместе с братьями и сестрой Евгенией соблюдать традиции православия. Каждое воскресенье вся семья обязательно отправлялась в соседнее село Ивановку, где была церковь.
«Сестра отца была монашкой Корецкого женского монастыря, который находился в десяти километрах от нашего селения. Я навещал свою тётю. Её звали матушка Рафаила. Она оказала на меня большое духовное влияние».
«Я с братьями часто бегал к ней в гости. Она учила нас церковным канонам и подкармливала вкусным монастырским хлебом. Однако больше всего меня завораживало пение монастырского хора. Я всегда старался своё посещение тетушки приурочить ко времени службы, чтобы ещё раз услышать прекрасные голоса монахинь».
В первом и втором классе Анатолий учился ещё в Польше, а в 1939 году его родное село уже принадлежало Украине. Поэтому после второго класса он постигал науки на украинском языке.
«В первые дни войны отца призвали на фронт, и вскоре он пропал без вести». «Отец погиб в 1941-м году, и нас у мамы осталось шестеро». Семья Чепель не пользовалась никакими льготами, поэтому матери пришлось очень трудно во время войны и в послевоенные годы. Отец Анатолий вспоминает, что питались они чёрным хлебом, белый был только по праздникам и то не всегда. Мария Чепель была дочерью состоятельных родителей, которые выдавали её замуж с богатым приданным. В тяжёлые годы ей пришлось продавать вещи, так она выкормила всех своих детей.
В 1943 году умерла бабушка, она долгое время была прикована к постели.
«Перед смертью бабушка Гликерия позвала внуков. Она произнесла слова прощания и тут же умерла на наших глазах, - рассказал Анатолий Анисимович. – Бабушка ушла в мир иной тихо и мирно. Вот тогда-то я понял, что означает «смерть праведника». Впоследствии я часто вспоминал эти минуты, когда провожал прихожан в последний путь».
По словам священника, во время оккупации жизнь его близких много раз висела на волоске. Однако беда обошла их стороной. Некоторых односельчан расстреляли нацисты, кого-то угнали в Германию, а многие погибли во время боевых действий. Перед уходом из села, оккупанты загнали сельское стадо в хлев и собирались увезти его. Там же оказалась единственная корова семьи Чепель, что означало голодную смерть для детей. Тогда Мария Климовна взяла на руки младшего двухлетнего сына Григория и пошла к хлеву. Подойдя вплотную к часовому, она молча отвела его в сторону и открыла двери хлева. Мария Чепель вывела свою корову, а двери умышленно не закрыла, поэтому все животные вернулись к хозяевам. Опешивший часовой стоял и наблюдал, как женщина с ребенком на руках смело и решительно спасала селян от голода.
Анатолий Чепель окончил школу, в 1951 году был призван в армию и 3,5 года служил сначала в стрелковой дивизии на Дальнем Востоке, а потом на Сахалине. В армии А. Чепель окончил полковую школу, демобилизовался в чине сержанта. После службы, вернувшись в родное село, окончил курсы счетоводов. Стал работать в колхозной бухгалтерии помощником бухгалтера. «Долго не навещал тётю в монастыре, - вспоминает отец Анатолий, - а когда встретился с ней, она мне сказала: «Ты очень изменился, стал другим, забыл Бога, в церковь не ходишь». Матушка Рафаила долго беседовала со мной, а потом предложила познакомиться с одним молодым человеком.
На праздник Успения и состоялось знакомство с Александром, он учился в Ленинградской духовной семинарии. Много интересного рассказывал он об учёбе. И я тоже решил попытаться поступить в семинарию. Сдал экзамены и поступил в 1955 году».
«Тогда были совсем иные времена. Стать священником означало выбрать очень трудный путь, - вспоминает Анатолий Анисимович, - Я послал запрос и вскоре получил приглашение, но это было только полдела. Колхозникам паспорта не полагались, поэтому мне пришлось добывать не только паспорт, а также аттестат об окончании школы».
Он сдал все экзамены на «отлично», кроме изложения, так как испытывал трудности в правописании на русском языке. Учиться было трудно, приходилось много текстов заучивать наизусть.
«Как интересно было учиться в семинарии, - рассказывает отец Анатолий, - как много я узнал о вере и вообще о жизни, о предназначении человека. Было много кружков, можно было учиться играть на фортепиано, балалайке, был вокальный кружок. Преподаватели – все старой школы. Запомнился ректор – отец Михаил Сперанский, профессор.
Один эпизод. На Пасху в наш храм всегда приходило много людей. И вот решили сделать билетики-приглашения. Выходит отец Михаил к людям, держит в руках билетики. Людей много, всем пригласительных не хватит. Что делать? И он принимает решение: как подбросит все билетики вверх… Кто поймал, значит тому Бог послал приглашение».
Через пять лет А. Чепель закончил семинарию и поступил в духовную академию. «В семинарии я учился на «хорошо» и «отлично». Это давало право поступать в академию без экзаменов. Я и поступил, но после года учёбы женился и написал прошение, чтобы меня назначили на приход. Меня направили в Крымскую епархию».
Переехав в Крым со своей женой Зоей Викторовной, Анатолий Анисимович прожил с ней всю их совместную жизнь в счастливом браке. Зоя Викторовна родом из Кременца Тернопольской области, где он часто бывал на каникулах. В 1957 году Анатолий Чепель приехал с другом в Почаево и зашёл в Николаевский собор. Там во время службы он услышал прекрасное пение церковного хора, но особенно выделялся голос одной из девушек. Как позднее он узнал, это была дочь очень известного протоиерея Виктора Чирского. Несколько лет Анатолий и Зоя переписывались и встречались во время каникул. В 1960 году они поженились.
«В Симферополе я встретился с прекрасным человеком архиепископом Крымским и Симферопольским Лукой (Войно-Ясенецким), который до принятия сана работал хирургом. Он был лауреатом Сталинской премии за свою работу по гнойной хирургии, - вспоминает отец Анатолий, - Я попал на приём к Владыке. Архиепископ Лука, большой, величественный, серьёзный, с седой бородой, небольшими очками – он уже был слепой – внимательно меня выслушал и сказал: «Я Вас направляю на рукоположение в Кировоград, к митрополиту Нестору».
Митрополит Нестор был другом архиепископа Луки, они вели переписку. И вот в 1960 году, 19 декабря, на зимнего Николая Чудотворца я принял сан священника, став иереем.
На второй день, после причащения, Никон пригласил меня к себе, благословил, обнял по-отечески и подарил медальон с изображением Казанской Божьей Матери. Я по сей день ношу его на груди.
Вернувшись после рукоположения в Симферополь, я всё обстоятельно рассказал архиепископу Луке, передал привет от митрополита Никона. Владыка разделил мою радость: «Я Вас благословляю в Зую, в храм Святителя Николая». Это был мой первый приход».
Анатолий Чепель отправился познакомиться с приходом. В Зуе он переночевал ночь и вернулся в Симферополь, но за последние сутки произошло трагическое событие. Кто-то написал донос, что в доме архиепископа живут без прописки. Ночью пришли из КГБ и выселили двух его коллег. По возвращению пришлось срочно решать вопрос с крымской пропиской.
«Начальник паспортного стола принял нас с архиепископом недружелюбно и искал повод для отказа, но тут в документах прочитал о моей службе в армии. Он потребовал предъявить военный билет, который я случайно забыл дома в кармане пиджака, - вспоминает священник, - Я быстро вскочил в такси и через пять минут привёз билет. Это так понравилось начальнику, что он дал согласие на прописку».
«Мне пришлось служить в разных приходах Крыма. В то время всё приходилось делать тайно: и крестить, и венчать, и отпевать. Помню, в Евпатории, я имел большие неприятности после того, как обвенчал двух молодых людей.
И хоть церковь и прихожане притеснялись властями, люди всё равно ходили в храмы, крестили детей, венчались, исповедовались. Вера не умирала».
Уже в Крыму в 1961 году в семье Чепель родился сын Владимир.
В 1967 году отец Анатолий с семьёй переехал в Феодосию. Его направили на служение в Казанский собор. И вот уже 40 лет он служит в соборе. Он рассказывает: «Часто вспоминаю своего наставника – отца Иоанна Калишевича, молюсь о нём». Отец Иоанн (протоиерей) был священником Казанского собора в 1957-1967 годах, похоронен на старом городском кладбище в центре Феодосии (История сохранила имена еще нескольких священников, служивших в разное время в Казанском соборе. В 1947-1950 – протоиерей о.Григорий, в послевоенные 1950-е годы – настоятель храма протоиерей о.Виктор (Куцепалов Виктор Андреевич, 1883-1963), в 1960-е годы – протоиерей о.Виктор).
С присущей ему энергией отец Анатолий взялся за реконструкцию церкви, представлявшей собой жалкое зрелище. Сделал отопление, вернул колокола, сделали витражи. К тому времени Владимир Чепель уже окончил художественную школу и помогал отцу делать витражи вместе с местными художниками. После этого сын решил стать художником и поступил в училище имени Мухиной.
Армейская служба Владимира прошла в Афганистане, а потом он переехал в Ленинград, где работал художником. Вскоре сын женился и порадовал родителей рождением внука Павла, которому сейчас 15 лет.
Вроде бы всё в жизни Анатолия Чепеля складывалось отлично. Храм возродился, а в семье царили счастье и гармония. Но вдруг в 1998 году Владимир скоропостижно скончался от острого лейкоза.
«Смерть единственного сына Владимира принесла печаль в наш дом, - рассказывал отец Анатолий осенью 2002 года, - но Господь не оставил меня, послал утешение. Как-то во время крещения в храме я обратил внимание на одного мальчика, который очень внимательно следил за моими действиями. После службы я побеседовал с ним. Оказалось, что он – некрещеный, но знает две молитвы и очень хочет покреститься. На следующей неделе я его покрестил и пригласил к себе домой на обед. Так мы и подружились. Глеб живёт в интернате, у него есть мама, она не против нашего общения. Ему сейчас уже тринадцать лет, он принимает участие в службе и, может быть, в будущем захочет стать священником.
Есть у меня и внук – Павлик. Я считаю теперь, что у меня сейчас двое духовных детей».
«Всё по воле Божьей, - говорит А. Чепель. – Жизнь продолжается. У меня подрастает чудный внук, который приезжает погостить к нам на каникулах. Да и в храме ещё много дел, которые я должен успеть сделать».
«Многие сейчас понимают, что церковь – это общество людей, о которых Христос сказал: «Где собраны двое или трое во имя мое, там и я посреди их». Общая молитва имеет великую силу. Отрадно, что сейчас восстанавливаются и строятся новые храмы», - говорит о. Анатолий.
Храм живет по своим законам, все здесь согласовано и упорядочено. Несомненная заслуга отца Анатолия – подобранный замечательный коллектив работников. Изо дня в день выполняют они огромную, постороннему глазу почти не заметную работу, чтобы храм был именно храмом. Под внимательным взором батюшки каждый четко и тщательно выполняет свою работу: моют, чистят, выпекают просфоры, стирают церковные облачения, носят воду для освящения, работают в свечной и книжной лавках, подготавливают все необходимое для богослужений, ведут занятия в воскресной школе. И все это легко, доброжелательно, с любовью друг к другу и к прихожанам. Поэтому здесь так спокойно и уютно – как дома.
Многие молодые священнослужители прошли через наставничество отца Анатолия, он, не жалея сил наставляет их, учит азам богослужения. В соборе много молодёжи, ребята поют на клиросе, помогают по ходу богослужения, звонят в колокола, занимаются разной хозяйственной работой по храму и в церковном дворе, успевая и в школу ходить и уроки делать.
По благословению настоятеля Казанского собора отца Анатолия при храме был создан молодёжный церковный хор под руководством Натальи Поповой. На Светлую седмицу в 2005 году феодосийские хористы ездили в Симферополь для участия в фестивале Пасхальных церковных песнопений. В Казанском соборе во время церковных служб поют два прекрасных хора – на клиросе и профессиональный верхний хор – на балконе.
Вот уже семь лет, с 2002 года, в соборе служит второй священник – молодой отец Василий (в 2021 году отстранен от служения митрополитом Феодосийским и Керченским Платоном – прим.). Он упорно перенимает у отца Анатолия всё то лучшее, что делает священника в глазах прихожан не просто священником, а «батюшкой». На богослужениях часто присутствует его жена - «матушка», с младшим сыном на руках. А старший сын шестилетний Андрей, не смотря на юный возраст, наравне с взрослыми служками уже участвует в богослужениях.
В сентябре 2005 года отец Анатолий отметил своё 75-летие и 45-летие своей с Зоей Викторовной семьи. А 1 июля 2006 года, проболев всего несколько дней, матушка Зоя тихо ушла из жизни. По-христиански скромно прошли ее похороны 4 июля на новом феодосийском городском кладбище. Панихиду служил сам отец Анатолий. Собрались все, кто искренне любил матушку и самого отца Анатолия. На панихиду в Казанском соборе собрались священники из всех окрестных церквей.
До последнего дня матушка Зоя была верной подругой и помощницей во всех делах мужа. Эту утрату, как и все выпавшие на его долю тяжелые испытания, о. Анатолий принял со смирением. Несмотря на частые гипертонические приступы, продолжает вести богослужения, несет тяжелый груз исповедничества, исправляя души людей. Справляться с бытом помогают верные помощники Иван и Дмитрий (церковные псаломщики).
Еще добрей и теплей стал взгляд отца Анатолия, еще больше любви к людям. Не случайно его благословение прихожане считают благодатным. Поэтому, видно, Господь дает ему силы и продлевает земную жизнь для беззаветного служения Богу и людям.
Прихожане называют отца Анатолия ласково «батюшка» и он рад этому. «Обычно священников переводят с одного прихода в другой. Я считаю великой удачей, что мне удалось служить 40 лет в Феодосии, - говорит отец Анатолий». Он полон планов, так как одним из самых страшных пороков считает праздность. И пусть все задуманное сбудется – на радость людям и во Славу Божью!»
Святослав Каверин
Фото: скрины видео