Найти тему
Ножи ручной работы

Особенности конструкции самолета С-9 "Гранд" Часть 14.2

"Гранд" представлял собой гигантский биплан, с размером верхнего крыла 27,2 метра, нижнего 20 метров, вес пустого самолета -3100 кг. Фюзеляж самолета имел расчалочную ферменную конструкцию и представлял собой длинную, четырехгранную ферменную балку. Материал, используемый при строительстве, дерево - лонжероны ясеневые, стойки и поперечены - сосна. Облицовка - из арборита - трехслойной фанеры, крепившейся на медных шурупах. В хвостовой части внутренние растяжки выполнены из 3,5 мм рояльной проволоки. В центральной части фюзеляж имел почти квадратное сечение. Ширина фюзеляжа в передней части составляла 1,25 м с постепенным уменьшением до 0,6 м в хвосте. Высота в носовой и средней части 0,85 м к хвосту сходилось почти к нулю.

Заостренная носовая часть фюзеляжа образовывала открытый балкон длиной около 1,6 м, за которым шла закрытая застекленная кабина длиной 5,75 метров и высотой 1,85 метра.

Сикорский  в  кабине  "Гранда".  Из  открытых  источников
Сикорский в кабине "Гранда". Из открытых источников

Стены с середины высоты и до потолка составляли сплошные зеркальные окна. Кабина, по своей конструкции, напоминала трамвай, за что самолет Сикорского получил ироническое название "летающий
трамвай".

  Салон  самолета.  На  балконе  Сикорский.  Из  открытых  источников.
Салон самолета. На балконе Сикорский. Из открытых источников.

В кабину попадали с балкона через застекленную двухстворчатую дверь. В передней части самолета находилась "капитанская рубка " с двумя местами пилотов. Дальше проход в салон, который освещался электрическими лампами от электробатарей (аккумуляторов). В салоне находилось несколько откидных и складных стульев в расчете на 10 человек. На окнах висели занавески, на полу лежал линолеум. Сзади, за фанерной перегородкой, находилась "кладовая" и комната отдыха с софой - раскладушкой. В кладовке находились шкаф для одежды и вагонный туалет-стул. Кладовая и комната отдыха замыкались арборитовым обтекателем с небольшими круглыми иллюминаторами. Часть обтекателя могла откидываться для доступа из кабины наверх задней части фюзеляжа. Пулемёты "МАКСИМ" предполагалось устанавливать на переднем балконе и в бойнице заднего обтекателя. Допуск механиков к двигателям самолета для обслуживания осуществлялся через сдвижные окна салона.

На конце длинного фюзеляжа стояло хвостовое оперение.

  Хвостовая  часть  видна  отчетливо.  Их  открытых  источников.
Хвостовая часть видна отчетливо. Их открытых источников.

Центр тяжести самолета находился за коробкой крыльев и поэтому горизонтальное оперение хвоста сделали несущим и большим по размерам. Его площадь составляла 17 кв.м (из них 5 кв.м - руль высоты).

Коробка крыльев "Гранд" четырехстоечная, с внутренними и внешними расчалками из 3 - 3,5 мм рояльной проволоки. Крылья обтягивались полотном и покрывались аэролаком на эмалите. Полотно крепилось к нервюрам при помощи тонких деревянных планок на гвоздиках и шурупчиках. Крылья соединялись десятью парами стоек и двумя парами подкосов. Все межкрыльевые расчалки двойные с деревянными прокладками. Крылья расчаливались не только между собой, но и к полозам шасси, а также к фюзеляжу.

  Шасси.
Шасси.

Для первых полетов на "Гранде" было установлено только два двигателя Аргус с тянущими винтами.

Гранд  перед  полетом. Их  открытых  источников.
Гранд перед полетом. Их открытых источников.

Диаметр винтов составлял 2,6 метра, с шагом 1,9 метра, частотой оборотов 1100 об/мин. Латунные бензобаки крепились к крыльевым стойкам над радиаторами, маслобаки находились в носовых конусах-обтекателях бензобаков.

Управление самолета было двойное - две пары штурвалов установленных на колонках с цепью и педали. Командир корабля располагался слева, как это принято и теперь. Около него находилась основная часть приборов: компас, четыре тахометра двигателей, два анероидных высотомера, два анемометра для определения воздушной скорости, указатель крена и тангажа - которые разработал сам Сикорский. Управление двигателями осуществлялось посредством одного общего большого рычага автолага. На этом же рычаге были укреплены четыре небольших рычага для управления каждым двигателем в отдельности.

Наступало время опробовать "Гранд" в полете, но об этом в следующих статьях.

Хотите узнать - подписывайтесь, ставте лайки, комментируйте.

До встречи.