Найти в Дзене

Vision Zero: какими должны быть дороги в 21 веке?

Оглавление

Редакция портала gorod.pervo.ru разбирается, что такое «принцип нулевой терпимости» и как снизить смертность на дорогах благодаря грамотным мерам.

Идеальный пример

Одной из самых безопасных для автомобилистов стран по праву считается Швеция. Количество людей, погибших в ДТП, там в пять раз меньше, чем в России.

Добиться такого результата (на котором Швеция, к слову, вовсе не собирается останавливаться) получилось благодаря программе Vision Zero, которую приняли на государственном уровне в конце 1990-х годов.

Vision Zero переводится как «принцип нулевой терпимости». В основе программы лежит нетерпимость к гибели или травмированию людей во время аварий. Ее цель — полное избавление от смертности на дорогах.

Пешеходные переходы на сложном перекрестке
Пешеходные переходы на сложном перекрестке

Из чего состоит Vision Zero?

-3

Безопасная скорость

В большинстве шведских городов установлены скоростные ограничения до 30 км/ч. Это возможно благодаря большому количеству перекрестков и светофоров. В России, как правило, минимальная скорость составляет 60 км/ч.

Интересно, что снижение средней разрешенной скорости в Швеции не сильно сказывается на ритме водителей, но в разы повышает безопасность на дорогах.

Нештрафуемый порог

В России скоростной порог — 20 км/ч, то есть по факту по городским дорогам разрешено ездить на скорости 80 км/ч. В Швеции он составляет 3 км/ч.

Уже долгие годы в России обсуждают возможность снижения порога до 10 км/ч, но к действиям пока так и не перешли.

Система, предсказывающая ДТП

Эффективным средством в борьбе за снижение числа серьезных ДТП оказалось введение системы, которая сама оценивает безопасность дорожной инфраструктуры и предсказывает очаги аварийности.

Такие системы активно используются практически во всех странах с низким уровнем смертности на дорогах — в том числе в Чехии, Франции, США, Сингапуре и Саудовской Аравии. Это выгодно в том числе экономически — снижаются траты на дорожную инфраструктуру.

Где ещё используется Vision Zero?

Первые видимые результаты возникают уже через несколько лет после нововведений, нацеленных на снижение допустимой скорости в городах и снижение настраиваемого порога.

Яркий пример — Норвегия и Финляндия, где сегодня практически нет смертей из-за ДТП. В Хельсинки водители, превысившие скорость на 7 и более километров в час, получают серьезный штраф.

В случае ограничения скорости в 60 км/ч и меньше за превышение не более чем на 15 км/ч водитель получает штраф в размере 170 евро. Интересно, что порог превышения скорости зависит от климатических условий: в зимнее, более аварийное время, он становится ниже.

А как в России?

К счастью, в России тоже делают первые шаги к улучшению ситуации на дорогах. В 2018 году кампанию по внедрению Vision Zero начал фонд «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца».

Также в стране действует федеральная программа по снижению смертности на дорогах. Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обещает обеспечить снижение смертности в 3,5 раза за семь лет.

А в Первоуральске?

В Первоуральске эти шаги проявляются прежде всего во внимательном отношении к состоянию дорог: уже в 2021 году в городе начнут реконструировать проспект Ильича в рамках программы «Первоуральск. Преображение».

Проходная Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ)
Проходная Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ)

В планах — расширить проезжую часть: по четной стороне проспекта будут четыре полосы движения автомобилей. Пешеходную зону перенесут на нечетную сторону и расширят.

Также будет сделана новая развязка — с улицы Ленина можно будет проехать на улицу Трубников напрямую, и изменится схема движения на площади — движения по кольцу больше не будет. Все эти меры сделают соблюдение скоростного режима удобнее для водителей.

Также город стараются улучшать и сами горожане. Восемнадцатилетней первоуралец Михаил Домрачев делился с gorod.pervo.ru о том, что сам руководствуется принципами Vision Zero и обращает внимание властей на проблемные участки дорог.

«Порой у меня тоже получается что-то реально изменить. У меня есть контакты сотрудников администрации, которые занимаются благоустройством, и когда иду по городу и вижу какие-то проблемы, я делаю фотографии этих мест и отправляю их в администрацию. Бывает, в следующий раз прохожу, а все уже переделали», — рассказывает молодой человек.

Совместные усилия и неравнодушие граждан приведет к тому, что Первоуральск станет еще комфортнее и безопаснее для жителей.