Важной частью программы режиссерской мастерской являются практические занятия в музеях. Каждый год у студентов проходят занятия в ГМИИ им. Пушкина, в Третьяковской галерее, в Государственном музее Востока, в Мультимедиа арт музее.
Сегодня Андрей Мусин и Алёна Кукушкина, кураторы факультета «Режиссура музыкального, рекламного и фэшн видео» в Академии Коммуникаций Wordshop расскажут, как проходят практические занятия в Новой Третьяковке.
Важно помнить, что картина — это очень качественный кинокадр. В музейной экспозиции в каждой картине гармонично взаимодействуют между собой все элементы пространственной композиции: фигуры, предметы, ракурсы, композиция цветовых масс, свето-тональное решение. Все идеально выверено. Поэтому изучение живописи — важный элемент работы режиссера.
Мы изучаем: линейную композицию, тональную композицию, композицию объемных форм и пространственное решение. И в конце курса сводим эти знания вместе. Это нужно для того, чтобы понять, как работает архитектоника кадра.
Как формы линий, пятен, объемов и география пространства создают пластическое решение кадра картины. Авторский кинематограф стоит на авторском видении.
У кого есть авторское пластическое видение, тот всегда заметен и выделяется среди других режиссеров. Вслед за этим идет изучение цветовой композицией. Цвет работает поверх пластической формы. Он еще сложнее, требует тренировки и погружения в материал.
На занятиях в музее ребята находят картину, анализируют, из каких главных линий состоит картина. Главные линии — это те, которые бросаются в глаза. Хорошо заметны. Все линии делятся на кривые и прямые. Прямые и кривые составляют композицию кадра (картина это кадр). Студенты зарисовывают композиционную схему главных линий. Потом — анализ и обсуждение.
Изучение формы. Сначала надо выбрать картину и разобрать ее на формы. Объемные, геометрические формы. Доминирующие и подчиненные. Начиная с первого плана и дальше, в глубину композиции. Помнить о том, что форма объёмная. Показать это. Причем в нескольких проекциях. Вид сверху, вид сбоку, фронтально. Так готовит раскадровку профессиональный режиссер вместе с оператором. Этот навык надо нарабатывать. Кому-то из студентов-режиссеров это дается легко, кто-то множеством подходов добивается результата. Но важно помнить, что, во-первых, режиссер не обязательно должен уметь рисовать. Во-вторых: смена POV, точки зрения, умение строить композицию, исходя из форм, это необходимый навык режиссера.
Впечатление студентов-режиссеров от занятий в Новой Третьяковке:
Елена Иванова: именно на занятии я осознала ценность аналитических копий.
Варвара Самаркина: как будто я прожила сразу несколько десятилетий живописи — от классической до авангардной.
Ольга Дмитриева: спасибо за крутые занятия! Анализировать визуальное искусство самостоятельно интереснее, чем просто смотреть.
Кирилл Коблев: да это прям взрыв мозга в хорошем смысле! еще больше занятий было бы круто!
Дарья Будяк: было очень интересно! Спасибо. Мозг начинает думать и видеть по другому.
Александра Гордеева: Да! Да! Это было просто очень, супер! Мега круто! Спасибо!
Бо Чэнь (Китай): Я поймала русский дзен
В конце обзора занятий небольшая цитата Эжена Делакруа:
«Внешнее очертание предмета. Объемно-пластические особенности предмета, художественные средства, использующиеся для создания образа, для раскрытия замысла произведения. Изучение формы имеет важное значение для выражения художественного замысла. Форма – единство приёмов и средств, использованных в художественном материале, композиционная построенность.
Помимо текстуры и цвета, человек воспринимает окружающий мир через формы. Хотя на первый взгляд этот факт может показаться общеизвестной истиной, он имеет особое значение в области искусства, так как оно пользуется языком, состоящим из форм. Человек объединял объемы, которые тела занимают в пространстве, по их характеристикам, различиям и сходству и классифицировал по их формам».
25 мая в 19.30 состоится открытая лекция куратора факультета «Режиссура музыкального, рекламного и фэшн-видео» Андрея Мусина: «Время TikTok. Как снимать быстрое видео для соцсетей». Лекция пройдет офлайн, также можно будет принять участие по zoom. Регистрация на лекцию обязательна.