Фильмов о недобрых детишках, обладающих сверхвозможностями, довольно много.
Правда, порой непросто понять, что тут на самом деле - реальные суперспособности или наше к ним отношение, осложненное собственными психотравмами.
Сегодня - два психологических триллера, в которых выясняется, что в определенных ситуациях, в которые попадают дети не без помощи взрослых, может еще и не такое вырасти. Но кто они на самом деле? А может, они вообще привиделись?
*******************
Твaрь
2019, режиссер Ольга Городецкая
Полина (Елена Лядова) и Игорь (Владимир Вдовиченков) отпускают погулять 6-летнего сына Ванечку, вручив ему дедовские часы и проинструктировав, как вернуться вовремя.
Сын не вернулся.
С тех пор семья живет как на иголках, не веря в худшее.
Спустя три года они решаются съездить в приют. Но, бегло осмотрев маленьких претендентов на родительское тепло, замечают боковым зрением мелькающее то тут, то там маленькое агрессивное рычащее существо. Необычное создание сложными путями и по недосмотру оказывается в семье Беловых. Это маленький мальчик-маугли, сильно отставший в развитии, истощенный и несоциализированный, но Полина видит в нем своего сына, а ребенок к ней очевидно тянется.
В начале фильм напоминает "Сомнию", потом "Омена", а к финалу, прости господи, уже какой-то "Солярис" пошел. Странные сюжетные перипетии, местами кажущиеся банальными, местами нелогичными, местами нелепыми.
Но сама идея, легшая в основу и к концу раскрытая, достаточно занятна. И когда все это понимаешь, финал становится вполне ожидаемым и закономерным.
Но снято все довольно неровно. Неплохие актеры, особенно Лядова, периодически здорово переигрывают. Когда немного привыкаешь к рычащему ребенку, следующее проявление его ненормальной сущности в обычном обществе выглядит ужасно смешно. Поведение приемных родителей порой - просто слабоумие и отвага. Воздействие новенького Ванечки на узи должно было насторожить конкретно, если все остальное не вызвало тревоги.
История придумана Анной Стаpoбинец, а она известный поставщик мерзопакостей. Я ее давно пыталась читать и очень быстро бросила.
Отдельно порадовало слово "найденышь" в финальных титрах.
Ну вот такое качество, в общем.
Конечно, участие Цыганова, Хайруллиной, Уколовой немного украсило фильм, но не слишком улучшило.
Тем не менее, любителям жанра вполне можно скрасить вечерок, но лучше не на ночь. Не потому, что страшно, а потому, что дитя уж больно отвратительное в своих устрашающих проявлениях.
***********************
Марионетка
Marionette
2020, режиссер Элберт ван Стриен
Психиатр Мэриан (Текла Рётен), пережившая потерю мужа в автокатастрофе, переезжает в Шотландию.
В специализированной клинике ее ждут - не дождутся, учитывая, что прежний доктор в психушке, а репутация Мэриан как врача очень высокая.
Она начинает заниматься со сложными детьми - с психическими расстройствами, травмами.
Мэнни, один из них, ни с кем не разговаривает, только рисует. Он потерял родителей, живет в приемной семье. Его рисунки - довольно выразительные и даже страшные, на них несчастные случаи, катастрофы, все черным-черно и везде какая-то свинья, а также загадочные надписи.
Женщине удается его разговорить, но это не несет никому облегчения. Он каким-то образом знает те вещи, которые не знает никто, в том числе о будущем. И сообщает доктору, что она здесь только потому, что он это сделал. И вообще все, что происходит, сделал он, как будто он владеет миром и решает в нем все, с помощью своих рисунков.
Мэриан знакомится с местными, заводит бойфренда, навещает доктора в психушке, и все, что она узнает, очень коррелирует с заявлениями маленького предсказателя.
Фильм очень сильно замешан на идеях Шредингера.
- Существует ли то, чего мы не видим.
- Как мы определяем действительность своими действиями.
- Что можно считать предсказанием, что предвидением, а что мы регулируем и задаем своими действиями и желаниями.
Конечно же, ассоциации с фильмами о детях со сверхспособностями неминуемы, включая сaтанинских подкидышей.
Мэриан проходит через адскую чехарду происшествий, и ее отбрасывает то во флешбэки, то в какую-то параллельную реальность.
Поведение заслуженного психиатра довольно странное - она бухает, психует, мечется туда-сюда, обращается с ребенком очень непрофессионально, и все это вызывает недоверие.
Можно понять ее поступки в свете мистических событий, но по крайней мере начало фильма пока не очень к этому склоняет, а она уже засыпает со стаканом в руке и выворачивает громкость приемника в ответ на доносящиеся голоса соседей.
Фильму немножко не хватает жанровой и сюжетной ясности, но некоторая оригинальность есть. Разочек посмотреть и назавтра забыть - это про него.
Тем не менее главные роли сыграны неплохо, мальчик на самом деле этакий аццкий сотона, умеющий поплакать и разжалобить и в конце концов вызвать сочувствие.
Финал, наверное, достаточно спорный, но у таких фильмов либо умepли все, либо ничего не понятно.
*********************
Любите такие фильмы? Эти видели, или хотя бы один из них?
Делитесь впечатлениями, подписывайтесь и приходите еще.