Найти тему

"BARСELONA": КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР?

Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, 1987
Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, 1987

Читайте также о новом альбоме группы "НОМ" и о том, как мне довелось пообщаться с Чаком Палаником!

Сегодня, уважаемые читатели, я расскажу вам о создании и судьбе одного из самых необычных и одновременно - самых роскошных хитов 1980-х. Уникальный коктейль из рок-н-ролльной энергии, оперного размаха и эстрадного шика - легендарный шлягер Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, ставший неофициальным гимном им воспетого города. Итак, леди и джентльмены - "Barсеlona"!

Я постараюсь рассказать вам как можно более подробную историю этого замечательного произведения, а если у вас останутся вопросы, я с удовольствием на них отвечу!

Предыстория, название и текст

В 1986-м году, в ходе тура "Magic Tour" (как потом выяснилось, последнего тура группы "Queen" с Меркьюри у микрофона), солист британской четвёрки прибыл в Испанию. Как он тогда поведал журналистам, с вполне конкретными задачами: познакомиться с оперной дивой Монсеррат Кабалье и уговорить её работать вместе. Кроме того, Фредди Меркьюри утверждал, что Монсеррат Кабалье - одна из самых красивых женщин, что он когда-либо встречал.

Затея представлялась опасной: Кабалье была известна своим взрывным темпераментом, и никто не мог дать гарантии, что мировая рок-звезда, прилетевшая к ней на поклон в компании своего соавтора Майка Морана, не покатится вниз по лестнице под аккомпанемент раздражённого сопрано оперной звезды. В качестве демонстрационного материала Моран и Меркьюри привезли со собой кассету с песней "Exercises In Free Love". И Кабалье растаяла...

Британцы возвращались домой с победой!

Фредди Меркьюри и Майк Моран в студии
Фредди Меркьюри и Майк Моран в студии

Уже в 1987-м работа закипела. Совсем недавно Меркьюри поставили страшный диагноз- ВИЧ в стадии СПИД, и теперь музыканту было важно оставить после себя как можно больше новых песен. Ради записи дуэтного альбома с Кабалье Меркьюри отказался от нескольких весьма заманчивых предложений, в частности, от дуэта со своим старшим товарищем Полом Маккартни - они вместе должны были записать песню "Once Upon a Long Ago" (подробная история это композиции - ЗДЕСЬ). Помимо самого солиста "Queen" и Кабалье в проекте участвовали музыкальный продюсер Марк Моран, басист "Queen" Джон Дикон, а также - знаменитый поэт Тим Райс, соавтор Эндрю Ллойда Уэбера, автор либретто к легендарным рок-операм "Иисус Христос - Суперзвезда", "Кошки" и многих других, а в дальнейшем плодотворно работавший в Голливуде текстовик. Именно Тим Райс написал тексты для песен из мультфильмов "Алладин" и "Король Лев". В проекте Меркьюри легендарный поэт также помогал музыкантам с текстами.

Заглавный хит альбома, "Barсelona", был написан Меркьюри и Мораном по просьбе Кабалье. Она хотела, чтобы ребята создали хвалебный гимн её родному городу - что они, собственно и сделали. Однако, ввиду того, что песня должна была стать дуэтом мужского и женского голосов, авторы превратили гимн в балладу о встречи влюблённых в прекрасном старом городе:

The bells are ringing out

(Звонят колокола.)

EI canto vuela

(Доносится песня)

They're calling us together

(Они созывают нас,)

Guiding us forever

(Бесконечно направляя.)

Wish my dream would never go away

(Вот бы моя мечта никогда не покинула меня!)

Barcelona

(Барселона...)

It was the first time that we met

(Это была наша первая встреча.)

Barcelona

(Барселона...)

How can I forget

(Как я смогу забыть)

The moment that you stepped into the room

(Тот миг, когда ты появилась на пороге?)

You took my breath away

(У меня перехватило дыхание!)

Barcelona

(Барселона...)

La musica vibró

(Музыка вибрировала)

Barcelona

(Барселона)

Yella nos unió

(И она нас соединила)

And if God is willing

(И если Богу будет угодно,)

We will meet again

(Мы встретимся снова)

Someday

(Однажды...)

Источник: https://www.amalgama-lab.com/songs/q/queen/barcelona.html

© Лингво-лаборатория «Амальгама»: www.amalgama-lab.com/.

Музыка

Песня "Barсelona" являет собой хресоматийный пример жанра, чьё развитие во многом было спродуцировано совместной работой Меркьюри и Кабалье. Имя ему - классический кроссовер, т.е. музыкальный стиль, представляющий собой сочетание элементов академической и поп-музыки (как правило, от академической музыки берутся оперный традиции). Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого жанра используют названия "operatic pop" или "popera". Любимыми публикой исполнителями в этом жанре стали Сара Брайтман, Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Тарья Турунен. Явлением мирового масштаба классический кроссовер стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили "Футбольную песню" по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.

В ходе работы над "Барселоной" Меркьюри хотел привлечь настоящий симфонический оркестр, однако не срослось. Таким образом, аранжировка всего альбома была выполнена с помощью синтезаторов, драм-машины, одного горна и двух скрипок.

Музыкальное видео

Режиссёром клипа на песню "Barсelona" выступил Дэвид Маллет - известный клипмейкер, первой работой которого в своё время стало фривольное видео на песню "Bicycle Race" группы "Queen". С тех пор Маллет успел посотрудничать с "AC/DC", "The Rolling Stones", "Def Leppard", а также с Дэвидом Боуи, Билли Айдолом и в сольных проектах Фредди Меркьюри отличился. Последней работой 75-летнего творца на данный момент является вышедший в прошлом году клип на песню "AC/DC" "Shot in the Dark".

О работе над "Барселоной" Маллет говорил так:

"Если вы работаете с двумя невероятными исполнителями, позвольте им развернуться. Я хотел снять видео-спектакль, а не обычное музыкальное видео какие тогда снимали: насыщенные умными трюками и глупыми сюжетными линиями. Я сказал Фреду: «Мы используем тысячи свечей, и это будет самый грандиозный спектакль.» Мы все сошлись на том, что нам необходимо нечто грандиозное. <...> Руки Монтсеррат буквально «летали» повсюду. Фредди потребовалось два или три дубля, чтобы понять это. Я подумал, не сказать ли ему, но решил, что пусть он сам все поймет. Я мог видеть, как его взгляд фиксирует, что по сравнению с Монтсеррат он делает что-то не так. Это превратилось в соревнование; они фактически устроили состязание. <...> Монтсеррат нервничала. Она волновалась: «Дорогой, что же мне делать?»- Я сказал: «Просто будьте собой. Представьте, что Вы находитесь в Метрополитен-опера. Не обращайте внимание на то безумие, что происходит вокруг Вас. Будьте такой, какой мы все Вас любим, не надо ничего менять.» - Она быстро перестроилась.

"Барселона" - это не встреча двух среднестатистических успешных певцов. Фредди был лучшим в рок-н-ролле, а Монтсеррат-лучшей в опере. Назовите это «Битвой титанов»."

В клипе, помимо самих исполнителей, в роли дирижёра снялся соавтор песни, Майк Моран.

Выход, релиз и чарты

-3

Сингл с песней "Barсеlona" вышел 26 октября 1987 года. В качестве стороны Б на диске присутствовала песня "Exercises in Free Love" - та самая, с которой и началась коллаборация рокера с оперной дивой.

Поначалу песня хитом не стала. До своей высшей позиции, а именно - до восьмой строчки недельного чарта - песня добралась только в хит-парадах Великобритании и Ирландии. В других странах результаты были ещё более удручающие: 15-я позиция в Швеции, 32-я - в Германии, 37-я - в Нидерландах и 85-я (!) - в Австралии.

Всё изменилось в 1992-м году, когда сингл был перевыпущен в честь Олимпийских игр в Барселоне. На этот раз он достиг в Великобритании второго места, да и в остальных странах результат был много и много лучше.

Жизнь после...

Несмотря на то, что из-за плохого самочувствия Фредди перестал давать концерты в составе "Queen", он не отказал себе в удовольствии выйти на сцену, держа за руку Монсеррат. В конце 1980-х певцы исполнили песню вживую два раза. Впервые - в мае 1987 года, в привилегированном Ku-Club на Ибице.

В следующий раз артисты вновь вышли на сцену 8 октября 1988 года, и не где-нибудь, а в Барселоне, на "La Nit festival". Помимо заглавного трека, Кабалье и Меркьюри исполнили ещё две песни с их пластинки, "How Can I Go On" и "The Golden Boy". Это было последнее публичное выступление Фредди Меркьюри.

Немногие артисты отваживались сделать кавер на этот номер. Но находились и смельчаки.

Так, в декабре 1997 года Александр Градский и Лариса Долина в рамках концерта "Шлягеры XX века" представили свою версию хита. Исполнение, на мой взгляд, получилось весьма и весьма достойным. Немного подпортил впечатление акцент исполнителей... а как вам это исполнение?

Весьма интересный перфоманс состоялся в 1999-м, когда Кабалье исполнила эту песню "в дуэте" с записью уже почившего тогда Меркьюри во время матча между "Манчестером" и "Баварией".

В 2000-м году английский тенор Рассел Уотсон совместно с Шоном Райдером, исполнителем альтернативного рока и альтернативного дэнса, записали свою версию "Барселоны". Получилось весьма своеобразно, но мне понравилось! А как вам?

"Barcelona" - один из самых роскошных шлягеров прошлого века и уж точно - самый роскошный из тех, что вышли в 1980-х. Печально, что для Фредди Меркьюри эта работа стала одной из последних, но зато он смог осуществить свою мечту - прикоснуться к опере и спеть со своим кумиром, с великой Монсеррат Кабалье.

Напишите мне, как вам эта песня и понравилась ли вам статья. Загляните в мои социальные сети и оцените одну из предыдущих статей. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк" и поделитесь материалом с друзьями, а ещё - если оцените мой новый роман "Нюрнбергская дева", который я начал публиковать на своём канале!

Новая статья выйдет уже очень и очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

Павел Пластинин