Найти тему
Сижу перевожу

Ленд-арт

https://vk.com/sizhy_perevozhy

Мы чаще всего наслаждаемся искусством в галереях и музеях. Обыденно видеть, например, скульптуры в ярко освещенном помещении среди людей и не меняющейся обстановке. Но что если переместить те же самые скульптуры на природу, туда, где нет толп туристов и входных билетов и позволить природе стать неотъемлемой частью искусства?

Идея сделать природные ландшафты частью произведений искусства воплотилась в направление ленд-арта.

Оно зародилось в Америке в 1960е годы и позволило художникам творить свободнее, отойти от задаваемых поп-артом рамок и таким образом выразить свое несогласие с ценностями культуры потребления.

Для ленд-арта важно, чтобы природа стала не просто фоном для искусства, а его составляющей. Природа постоянно "переделывает" произведение, играя со светом, тенями, иногда структурой, внешними условиями, при которых объект непредсказуемо трансформируется и предстает каждый раз в новом виде. Важно, что выбор ландшафта не произволен. Напротив, художник заранее продумывает, как именно работа интегрируется в пейзаж и как природа должна повлиять на ее восприятие.

В конце 1970х годов в Англии построили Парк Скульптуры Западного Йоркшира, где до сих пор выставляются работы художников ленд-арта.

Одним из таких мастеров стал Жауме Пленса (Jaume Plensa). Его работа "Зеркало" по-особенному завораживает вечером, когда смыты все краски дня, вокруг тишина. При этом скульптуры кажутся воздушными, почти невесомыми; ощущение, что сейчас буквы, из которых состоят человек и его отражение, рассыплются. От скульптур исходит приятное спокойствие, которое хочется удержать.

А теперь представьте: вы прогуливаетесь по пляжу недалеко от Ливерпуля и видите 100 антропоморфных чугунных скульптур высотой в 189 см, которые стоят лицом к морю. Во время прилива некоторые из них полностью уходят под воду. Проект "Другое место" создал Энтони Гормли в 1997 году, но только в 2006 году фигуры на долгие годы остались на пляжах Кросби. Многие статуи повреждены водой, песком и солнцем, и это вовсе не дефект или упущение художника.

О чем вы думаете, когда смотрите на этих "людей"? Почему проект называется "Другое место"? Хочу оставить эти вопросы вам.

Иногда смотришь на произведения ленд-арта, и ни одна мысль в голову не приходит. Не понимаешь, что и почему. Так случилось у меня с "Собором" (The Cathedral) Кевина Атертона, который в 1986 году решил подвесить огромное витражное окно в одном из лесов Глостершира в Англии. Неожиданные трактовки были на официальном сайте парка (https://www.forestofdean-sculpture.org.uk/cathedral/). Идея работы в том, чтобы показать, как гармонично соединяются и даже уподобляются два таких разных пространства, как лес и собор (однако метафора лес-собор" не нова в поэзии, например).

На восприятие витража и в лесу, и в соборе очень похоже влияет естественный свет. В обоих случаях существует более темный внутренний свет в пространстве зрителя, окруженный более ярким внешним светом.

Витраж, на котором также изображен лес, встраивается в пейзаж вокруг, образуя с ландшафтом единое целое, и получается инсталляция: лес здесь - это важный контекст, окно - форма, а витраж - контент.

Интересно, а сколько произведений ленд-арта можно случайно встретить у нас, просто прогуливаясь за городом?

Источник: журнал The Simple Things, июль 2018, статья N. Goodfellow Art without walls", с.65-69.