Справедливости ради, стоит сказать что и современники императора их мало понимали и не соблюдали.
Ходил анекдот, что, желая приучить своих подданных к умеренности в еде, Павел даже приказал петербургскому генерал-губернатору подготовить указ, назначающий число блюд, которые должны были быть на столе во время обеда у его подданных в зависимости от их чина или сословия.
Еще в Гатчине, будучи наследником, Павел создал свой идеальный мир, в котором все было четко регламентировано. Порядок и дисциплина, словно нарочито противопоставлялись неге и роскоши Петербурга.
Закончилось царствование трех императриц подряд. С приходом к власти Павла I стали меняться порядки, порой с очень неожиданной стороны.
Многое менялось в укладе государства. Ликвидированы должности наместников, городское сословное управление объединено с органами полиции, а городские думы упразднены.
Устроен смотр всем офицерам, числящимся в списках полков. Вызваны те, кто числился в отпуске. «Митрофанушкам» пришлось туго, и они были исключены из полковых списков. Практике, когда при Екатерине-матушке записывали малолетних, а то и вовсе не рожденных детей в полк пришел конец.
Помните, в романе «Капитанская дочка» Петр Андреевич Гринев был милостью князя В., приходящегося ему родственником, был записан в Семеновский полк сержантом когда еще не родился, а матушка было им «только брюхата»?
Таким "Петрушам" надо было начинать службу с самого начала.
Регламентация, вводимая указами Павла Петровича, распространилась не только на внутреннюю политику или армию, но и на повседневную жизнь подданных.
Специальными указами запрещалось носить круглые шляпы, башмаки с лентами вместо пряжек, для уменьшения роскоши введен род женских мундирных платьев по цветам, назначенных для губерний, где служили их мужья. На балах допускалось появляться только в дворянских мундирах.
По воспоминаниям барона Вигеля, в немилость попали: фраки, жилеты, сапоги с отворотами и ботинки. Их велено было заменить: однобортными кафтанами, камзолами и ботфортами. Шляпы позволялись носить лишь треугольные.
Фрейлина Головина вспоминает о суровой дисциплине не только в армии, но и среди придворных. От внешнего вида зависело многое: можно было попасть в фавор, а можно было отправиться и под арест.
В городском фольклоре Петербурга есть анекдот, когда Павел спросил майора гусарского полка о том, сколько кушаний подают у него дома. Тот не растерялся и вытянувшись «во фрунт» рапортовал, что три, как и положено его чину. Довольный ответом император, желая продолжить беседу, поинтересовался, какие именно кушанья были поданы. На что майор так же браво ответил: «Курица плашмя, курица боком одним и боком другим».
Камер-паж императора Башилов Александр Александрович, пишет в своих заметках, что государь вставал рано, в шесть утра уже был одет, а в четверть пил кофе и после садился за работу. Далее ехал к разводу, после «верхом по городу» Затем следовал обед и после обеда император посещал больницу или какое богоугодное заведение. В шесть часов вечера бывал в обществе (cercle (фр.)), далее в девять подавали ужин, а в десять вечера Павел отправлялся почивать.
К такому распорядку дня Павел пытался перенести весь Петербург.
Новая мера не нравилась старикам, привыкшим к прежним временам. Не по душе она была и молодому поколению.
Всеобщее недовольство нашло отражение в городских легендах Петербурга.
Якобы наутро, после смерти императора, по тротуарам петербургских улиц галопом несся всадник, размахивая круглой шляпой и беспрестанно выкрикивая: «Теперь все позволено».
Хорошо, что в нынешнее время никто не издает указы что носить и сколько перемен блюд должно быть на столе.
Еще по теме можно прочитать статью "Причуды" этикета времен Павла I
Подписывайтесь на канал 13 стульев, ставьте лайк и делитесь своим мнением в комментариях.