Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«Вместо митинга лучше сходить в поход», или Зачем спортсмен-энтузиаст развивает водный туризм

За плечами Ивана Терпиловского — десятки сложнейших походов. Спортсмен, который стоял у истоков развития современного водного туризма в Минске, обучает навыкам выживания в экстремальных условиях и других. Правда ли, что туризм сегодня переживает не лучшие времена, и почему его развитие особенно актуально в нынешних политических реалиях, Иван поделился с корреспондентом МЛЫН.BY.

-2

— Как изменилась сфера туризма за последние годы?

— В советские времена туризм был очень популярен. После Великой Отечественной войны считалось, что он повышает обороноспособность государства, закаляет молодежь, дает навыки выживания в экстремальных условиях, прививает дисциплинированность. Существовала государственная программа развития туризма: выделялись помещения для занятий, снаряжение, работали инструкторы. При каждом вузе, на каждом заводе были свои турклубы. С развалом СССР все изменилось: сфера туризма перестала финансироваться. А в 1990-е годы в водном туризме Минска наступил полный провал: одни турклубы существовали инерции, другие закрывались.

-3
Иван Терпиловский: «Туризм — это мокнуть, мерзнуть, кормить комаров, таскать рюкзаки. Не все к этому готовы».

С начала 2000-х мой учитель Анатолий Юркевич пытался получить помещение под городской турклуб, но безрезультатно. Помещение, которое нам обещали, сдали в аренду.

Позже уже я занялся организацией школы туристской подготовки, которая существовала в советское время. Тогда я не имел досточного уровня квалификации для того, чтобы преподавать. На начальном этапе приглашал более опытых инструкторов, а когда получил звание мастера спорта, стал обучать сам. Сначала помещение нам предоставлял турклуб Белорусского национального технического университета, затем — университета информатики и радиоэлектроники. Во время последнего набора я читал лекции в тесной каморке турклуба «Гелиос» в Минске.

Людей на лекции приходило много. Довольно быстро я понял, что занятия нужно сделать бесплатными. Студент, который живет на стипендию, просто не в состоянии найти лишние деньги. А те, у кого есть финансовые возможности, — туризмом не интересуются. Им проще провести время где-то на пляже.

Раз в три года, когда предыдущее поколение развивалось до оптимального уровня, я набирал новую группу. В следующем году, например, должен стартовать очередной набор. Однако помещения у нас как не было, так и нет. Собрания перед походами мы вынуждены проводить на улице. Часть своего дома я отдал для хранения группового снаряжения. В городских квартирах его складировать проблематично.

-4

— Вы говорили, что именно сейчас туризм особенно нуждается в поддержке. С чем это связано?

— Когда начались несанкционированные митинги, Президент в своем выступлении сказал, что была упущена работа с молодежью. Я с этим согласен. И если раньше говорили, что дети пьют пиво в подъездах, то сейчас они вышли на улицу митинговать. Молодежи скучно. Туризм в этом смысле может помочь. Многие люди, побывавшие в походе однажды, больше не могут от этого отказаться. И когда встает вопрос: сходить помахать на улице флагом или отправиться в поход — выбирают поход.

Иван Терпиловский: «Наша тургруппа называется «Славяне». Это название я позаимствовал у тургруппы своего отца, которая с конца 60-х ходила в сложнейшие походы.
-5

— Как вы считаете, какие драйверы существуют для развития туризма?

— Если сейчас что-то активно развивается, так это коммерческий туризм. Особенно после того, как из-за пандемии закрылись границы. Многие турфирмы, которые раньше занимались «матрасными» турами, ушли в коммерческий туризм: чтобы выжить, начали организовывать походы на байдарках. Говорят, в прошлом году по Минску не хватало байдарок для удовлетворения возникшего спроса.

Ситуация, конечно, может поменяться. Если ограничения снимут, турфирмы снова повезут людей на курорты, а на рынке появятся байдарки и снаряжение по бросовым ценам. В итоге те, кто занимался исключительно внутренним туризмом, могут обанкротиться.

-6

Как вы выбираете места для водных маршрутов?

— Особенности нашей страны, к сожалению, не позволяют ходить в походы выше первой категории сложности. У нас нет препятствий, которые характерны для горных рек.

-7

С другой стороны, потенциал для начального туризма в Беларуси огромнейший. В нашей стране порядка 10 тысяч рек. Но опять же все упирается в финансирование. То же снаряжение требует больших затрат. Хорошая байдарка с веслами, к слову, стоит порядка тысячи долларов. Для первого похода я не рекомендую покупать снаряжение — лучше взять все необходимое на прокат.

-8

Новичков я вожу исключительно по Беларуси. Так получается гораздо дешевле. Также, если в группе есть студенты. стараюсь организовать поход ближе к Минску, чтобы сократить транспортные расходы.

-9

Для более сложных походов приходится выезжать за рубеж. Раньше бывали на Кавказе, в Украине.

-10

— Сейчас многие поклонники спортивного туризма ведут видеоблоги. Судя по количеству просмотров, такая тематика вызывает у пользователей интерес. Вы не пытались завести свой канал на YouTube?

— Интерес к спортивному туризму вполне объясним: зачем куда-то лезть, мокнуть, мерзнуть, если можно посмотреть, как это делают другие.

-11

Видеоблог я не веду. Считаю, что этим занимаются либо для заработка, либо для самоутверждения. Особого доверия к такому контенту меня нет. На камеру можно снять все, что угодно: показать, что находишься в экстремальных условиях, а как только запись останавливается, отправиться ночевать в гостиницу.

-12

— Удается ли вам зарабатывать на туризме?

— Я закончил аспирантуру БНТУ и мог бы стать профессором в университете. Однако отец меня в свое время привел в туризм. Еще в три года я начал ходить с ним в походы. Сегодня туризм для меня — это и работа, и хобби, и спорт. Иногда вожу коммерческие группы для заработка. Но в целом, конечно, эта сфера не приносит особого дохода. Но я считаю, что далеко не все в жизни меряется деньгами.

Автор статьи: Анна Халдеева

Автор фото: Анна Халдеева и из личного архива героя публикации

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц