Найти в Дзене

Метро Петербурга. Станция первой очереди 1955 года и станция 2019 года. Что изменилось?

Оглавление

Для сравнения архитектуры станций первой очереди и последних годов рассмотрим станцию Площадь Восстания и Проспект Славы. Про станции закрытого типа поговорим в следующей части.

Площадь Восстания

Станция Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между «Владимирской» и «Чернышевской».

Площадь Восстания была открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания».

Павильоны

Павильон северного выхода станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви. (ранее писал о Площади Восстания)

Павильон оформлен в классическом стиле и представляет собой круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами (часть здания, выступающая за основную линию фасада). Здание, являющееся одним из символов петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. Из-за открытия возведённого на площади Восстания гранитного обелиска, также увенчанного звездой, звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М». Позднее букву убрали.

Замена звезды на букву "М"
Замена звезды на букву "М"

13 августа 1960 года был открыт второй вестибюль в Московском вокзале с выходами на вокзал и Лиговский проспект. Архитекторы — А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. Изначально, кроме подземного перехода в световой зал, существовал переход к платформам пригородного движения, который был закрыт при внедрении на них автоматизированной системы оплаты.

Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» — 848 метров. Это самый короткий перегон в петербургском метрополитене.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала — Октябрьская революция 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов.

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным мрамором, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа.

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются декорированными люстрами, Крайние люстры расположены на достаточном удалении от концов платформ, из-за чего части станции у порталов тоннелей были освещены слабо.

В 2016 году на стенах боковых залов у последних вагонов установлены дополнительные упрощенные светильники в виде светящихся полос, у первых вагонов применено закарнизное освещение прожекторами.

Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

За станцией расположен трёхстрелочный оборотный тупик. В 1967 году он был продлён к станции «Маяковская», став соединительной ветвью. Ранее в тупике находился ПТО

Проспект Славы

Станция расположена на Фрунзенско-Приморской линии между станциями «Международная» и «Дунайская». Открыта 3 октября 2019 года в составе пятого пускового участка «Международная — Шушары». Название связано с расположением станции на пересечении линии с осью проспекта Славы.

План станции.
План станции.

Павильоны

Над всеми четырьмя входами смонтированы типовые павильоны, уже известные горожанам по "Беговой" и "Новокрестовской" , с лесенками, траволаторами. Выходы попарно связаны между собой широкими подземными переходами. В южном переходе устроена небольшая выставка пожарной техники, а одна из стен отдана под длинный чёрно-белый фотоколлаж, повествующий о нелёгкой работе пожарных.

Вход в вестибюль.
Вход в вестибюль.

Вестибюли

Станция имеет 2 подземных вестибюля. Архитекторами вестибюлей стали те же мастера.

Первый (северный) вестибюль станции располагается в районе пересечения Бухарестской улицы и проспекта Славы. Он является подуличным, совмещённым с подземным переходом.

В дизайне первого вестибюля панно, посвящённое воинам-интернационалитсам.

Второй вестибюль расположен южнее — на углу Бухарестской улицы и Альпийского переулка.

В дизайне второго вестибюля панно, посвящённое пожарным, работавшим в годы войны. Прилегающий парк изменил название на парк Героев-Пожарных.

Выставка пожарных машин в вестибюле.
Выставка пожарных машин в вестибюле.

Центральный зал

Архитектурное решение станции, исполнено в красно-белой цветовой гамме. Архитектрами были Ромашкин-Тиманов и Романова.

Главный стилистический элемент – крупномасштабный карниз-витраж из цветного стекла в алюминиевой раме, вытянутый по оси станции. Изображения витража в красно-желто-оранжевой тональности напоминают звезды и знамена. Освещение закарнизное.

Центральный зал.
Центральный зал.

Стены облицованы мрамором полированной поверхности белого цвета, низ стен облицован гранитом красного цвета. Полы выполнены из гранита светло-серого цвета.

Центральный зал.
Центральный зал.

Полы станции выполнены из светло-серого гранита двух оттенков. По центру выложена красная гранитная дорожка. Скамьи для пассажиров имеют декоративные спинки, основания из гнутых профилей из нержавеющей стали, сиденья из дубовой доски.

Платформы

Зал прибытия поездов украшен в военной тематике, что перекликается с памятниками воинам-интернационалистам Афганистана и воинам специальных подразделений, установленными в парке Интернационалистов неподалеку от северного входа на станцию.

Прибытие поезда на Проспект Славы.
Прибытие поезда на Проспект Славы.

На станции расположены художественно-декоративные панно, раскрывающие тему славы России. Панно из смальты выполнены Академией Художеств России. Художниками стали Быстров и Хвалов.

Платформа станции.
Платформа станции.

За станцией два однопутных тоннеля сопрягаются в один двухпутный и выходят на мелкое залегание. Двухпутный тоннель тянется вплоть до станции «Шушары».

Можно сказать, что в оформлении станции ула пышность и монументальность. Но при этом не ушел стиль и красота. Все проще, но без потери функционала.