Найти тему
MazayRock

Портрет деревенского музыканта. Наигрыши на балалайке. Часть 2

Начало статьи здесь. В старину, скорее всего, у каждого музыканта, или в каждой местности, были свои собственные варианты строя, так же, как формы инструмента, и количества струн. У. Моргенштерн считает, что, возможно, в ранних вариантах у балалайки было две струны, одна из которых, скорее всего нижняя, выполняла функцию бурдона, а вторая, верхняя, вела мелодическую линию. Со временем, для усиления звука бурдона, количество «бурдонных» струн было увеличено до двух. Так, по-видимому, появился так называемый «балалаечный» строй, когда две нижние струны настроены в унисон, а верхняя струна настроена выше на кварту. В наиболее распространенном случае E-E-A.

"Андреевская" балалайка и обычная деревенская.
"Андреевская" балалайка и обычная деревенская.

В нынешнее время такой строй чаще всего называют «андреевским», и он является абсолютно доминирующим во всех профессиональных оркестрах, музыкальных школах, нотных изданиях. Однако среди народных самодеятельных музыкантов более распространен, более любим ими, а иногда только единственно и известен им, другой строй, именуемый «гитарный», или иногда «народный». Мой дедушка играл на балалайке именно с «гитарным» строем. Гитарный он называется, я думаю, потому, что такой же строй, по мажорному трезвучию C-E-G, используется в традиционной русской семиструнной гитаре. Ныне, увы, позабытой, и вытесненной из обыденной жизни, и из ансамблей, гитарой шестиструнной, где строй совсем иной.

По поводу же засилья «андреевской» балалайки, с её характерным звучанием, тот же Бойко, с плохо скрываемым раздражением, пишет: «На протяжении десятилетий у нас в стране происходила подмена традиционного фольклора различными псевдонародными явлениями, порой представляющими собой суррогат академического искусства, подаваемый под вывеской «народный».

Не составляет исключения и сфера инструментализма. Все это нашло отражение и в издательской политике: на фоне сотен, если не тысяч названий и массовых тиражей концертной, учебно-методической и справочной литературы по усовершенствованным академизированным «народным» инструментам буквально тонут немногие публикации подлинных образцов традиционного инструментального искусства.

Не спасают положения, а скорее запутывают общую картину достаточно многочисленные издания, пытающиеся примирить две, в общем-то антагонистические системы: традиционный инструментализм и музицирование на псевдонародных инструментах. Это предназначенные, главным образом, для самодеятельности обработки народной музыки с большей или меньшей приближенностью к оригиналу. Проникает в издания, посвященные традиционному инструментализму, и другой отголосок «народно»-академического инструментализма: неудачно заимствованный андреевскими балалаечниками у скрипачей термин «пиццикато». О неправомочности применения этого термина к щипковым инструментам: Естественный по отношению к смычковым инструментам, вполне применимый к плекторным (отложить плектр и защипывать струны непосредственно пальцами), по отношению к щипковым инструментам этот термин – нонсенс. Термином этим, в основном, пользуются «народники» по образованию и авторы, пользовавшиеся консультациями академических балалаечников».

Здесь самое время написать о способах и приёмах собственно игры, собственно звукоизвлечения. При игре на балалайке не используется медиатр или плектр, кроме игры на «андреевских» больших балалайках, альтах и контрабасе. В традиционной игре используются только пальцы. Наблюдая за игрой своего дедушки, я заметил, что он при игре использует несколько разных приёмов звукоизвлечения, которые не употребляются «профессиональными» балалаечниками «андреевской» школы. В обучении игре на «андреевской» балалайке используется такой термин, как «бряцанье». Бряцание - извлечение звука указательным пальцем правой руки по всем струнам равномерным чередованием ударов вниз и вверх.

Деревенские музыканты, игравшие на балалайках «гитарного строя», использовали разные приемы звукоизвлчения. О том, каким арсеналом средств располагал мой дедушка, будет рассказано несколько позже. Можно предположить, что эти разнообразные приемы были известны и использовались исстари, «андреевское» же звукоизвлечение и его распространение являются следствием целенаправленного обучения.

Я обнаружил старинный рисунок мальчика, играющего на балалайке, на котором видно, что в момент, когда художник запечатлел его игру, мальчик пользовался, совершенно очевидно, приёмом «щипки», о котором будет сказано ниже.

Амандус Бер. "Мальчик играющий на балалайке".
Амандус Бер. "Мальчик играющий на балалайке".

Автор картины Вильгельм Амандус Бер, немецкий художник. С 1867 года постоянно путешествовал по России, создавая множество зарисовок повседневной жизни русских крестьян. За любовь к России получил прозвище «Русский медведь».

Из всего, выше сказанного очевидно, что игра на «народной» балалайке, и полуакадемическое музицирование в профессиональных коллективах на балалайках «андреевского» строя, это не одно и тоже. Приятно отметить, что в наше время истинная народная балалайка не умирает, а вновь и вновь находит желающих изучать её, и играть на ней. Во всяком случае, я постараюсь, что бы мои дети, и внуки умели играть на дедушкиной балалайке, и полюбили её.

Современная электро-балалайка и старая "народная".
Современная электро-балалайка и старая "народная".

Продолжение следует. И дальше мы поговорим о приёмах игры на балалайке, а так же о русской гармони.