Найти тему

Развитие ребенка от рождения до года

Не забудьте подписаться на мой канал.

Уважаемые родители, специалисты и читатели, для Вас я подготовила цикл статей о развитии детей (двигательном, речевом и познавательном). Эта информация поможет Вам оценить развитие Вашего ребенка и, в случае значительного отставания в формировании каких-либо функций и деятельности, вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

Появление малыша на свет – это важный период, как для него, так и для его родителей. И уже с первых минут жизни новорожденного следует четко понимать, как он развивается, и постараться не упустить те «звоночки», которые впоследствии могут проявиться в виде какого-либо нарушения.

В первые дни жизни (0-2 месяца) новорожденный обладает совокупностью безусловных рефлексов, регулирующих работу основных систем организма (дыхательная, пищеварительная и т.д.). Сюда же входит сосательный, защитные, поисковый и хватательный рефлексы. Наличие данных рефлексов у ребенка свидетельствуют о зрелости центральной нервной системы. По мере взросления в первый год жизни они начнут угасать, а их место займут более сложные рефлекторные и поведенческие реакции.

Итак, рассмотрим краткое развитие ребенка первого года жизни по месяцам.

1 месяц.

  • Речевое развитие. Речь ребенка выражена голосовыми реакциями, а именно громким криком, характеризующимся коротким вдохом и удлиненным выдохом.
  • Познавательное развитие. Появляется кратковременная зрительная фиксация. Ребенок поворачивает голову на свет, реагирует на звук. Может прекратить плакать, когда слышит голос матери.
  • Двигательное развитие. Ребенок способен приподнять голову, лежа на животе.

2 месяца.

  • Речевое развитие. Крик ребенка более эмоционально выражен. Предпосылки появления гуления (гуканья).
  • Познавательное развитие. Может следить за предметами находящимися в поле зрения или за движениями своих рук.
  • Двигательное развитие. В положении лежа удерживает голову.

3 месяца.

  • Речевое развитие. Крик приобретает отчетливые интонации. Возникает певучее гуление.
  • Познавательное развитие. Ребенок узнает лицо матери, реагирует на звук глазами, начинает активно улыбаться.
  • Двигательное развитие. В вертикальном положении удерживает голову, а лежа на животе, опирается на предплечья.

4 месяца.

  • Речевое развитие. Присутствует певучие гуление. Появляется смех.
  • Познавательное развитие. Ребенок 4 месяцев улыбается, смеется. Рассматривает и тянется руками к игрушке. Определяет место звука в пространстве.
  • Двигательное развитие. При потягивании за руки приподнимает голову; поворачивается со спины на бок.

5 месяцев.

  • Речевое развитие. Смех, певучие гуление осложняется цепочками звуков. Появляется хныканье.
  • Познавательное развитие. Различает яркие цвета. Ребенок способен захватить игрушку руками. Переводит взгляд с предмета на предмет, реагирует на различную интонацию (беспокоится или оживляется).
  • Двигательное развитие. При потягивании за руки тянется за руками. Уверенно поворачивается со спины на бок.

6 месяцев.

  • Речевое развитие. Появляется лепет в виде коротких звуков.
  • Познавательное развитие. Появляется зрительный контроль движения рук. Ребенок может держать в каждой руке по предмету. Формируется активное внимание.
  • Двигательное развитие. При потягивании за руки садиться. Переворачивается со спины на живот и наоборот.

7 месяцев.

  • Речевое развитие. Характеризуется активным лепетом.
  • Познавательное развитие. Активные действия с предметами: может взять игрушку, переложить ее из руки в другую руку, хлопать по предмету руками. Различает голоса близких.
  • Двигательное развитие. Ребенок сидит, стоит при поддержке, ползает.

8 месяцев.

  • Речевое развитие. Активный лепет ребенка приобретает интонационную выразительность.
  • Познавательное развитие. Манипулирует предметами: кидает, стучит, перекладывает. Знает свое имя и различает лица близких людей.
  • Двигательное развитие. Становится на четвереньки. С помощью дополнительной опоры может встать на колени.

9 месяцев.

  • Речевое развитие. В лепете появляются различные звуковые сочетания. Происходит интонационно-мелодическая имитация фразы.
  • Познавательное развитие. Появляется понимание постоянного предмета, не смотря на его исчезновения из поля зрения ребенка. Понимает словесные инструкции, отвечает на них действием, например, ищет игрушку.
  • Двигательное развитие. Ребенок сохраняет равновесие в положении сидя. Встает, держась за опору.

10 месяцев.

  • Речевое развитие. Ребенок продолжает пользоваться активным лепетом. Начинает подражать звукам и слогам, пробует произносить разнообразные звуковые сочетания.
  • Познавательное развитие. Способен захватить предмет указательным и большим пальцами рук. Повторяет подражательные движения руками: машет, ладушки и т.д. знает и показывает части тела другого человека.
  • Двигательное развитие. Самостоятельно стоит. Ходит, держась за руки.

11 месяцев.

  • Речевое развитие. Появление первых слов («мама»).
  • Познавательное развитие. Подражает и показывает движения машинки, умеет играть в простые игры (прячется с помощью ладошек), показывает части своего тела.
  • Двигательное развитие. Самостоятельно стоит без опоры, присаживается. Ходит, держась одной рукой. Может сделать несколько шагов без дополнительной помощи и опоры.

12 месяцев.

  • Речевое развитие. Ребенок умеет говорить 5-6 лепетных слов, выражает интонацию просьбы, соотносит звукосочетания с лицами и предметами.
  • Познавательное развитие. Понимает и выполняет простые поручения («встань»), пользуется ложкой по назначению. Открывает, закрывает предметы, вкладывает их друг в друга, узнает картинки.
  • Двигательное развитие. Ребенок ходит без поддержки, приседает, встает, поворачивается.

Приведенные выше сроки и нормы являются условными. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности. Малыш может расти, чуть опережая или отставая от вышеперечисленных норм. Важно не забывать, что большое значение в развитии детей играет наследственность, особенности внутриутробного развития ребенка, перенесенные заболевания матерью во время беременности и психоэмоциональное состояние семьи.

Когда же объявлять тревогу и бежать к врачу? Обращаться к специалистам следует, когда у ребенка наблюдается значительное отставание в развитии, например, он в 3-4 месяца не держит голову или в 9 месяцев не сидит. Помните, при своевременном начатом лечении можно вовремя предотвратить и избавиться от серьезных проблем.

В следующей статье мы рассмотрим нормы развития ребенка в период раннего детства (от 1 года до 3 лет).

Другие мои статьи:

Специалист не оправдал ожидания? Или как адекватно оценить возможности своего ребенка.

Сколько ждать и стоит ли?

Развитие речи младших школьников

Как родителям исправить речь ребенка?

"А давайте просто поговорим!" Грустная реальность.