Найти тему
Краюшкина. Поэзия. Живопись.

Картинки с выставки: 100 автопортретов художников Приморья. Женщины

Продолжу рассказ о выставке «Автопортрет». В этот раз вы увидите работы художниц. Покажу вам гендерное различие в восприятии самих себя женщин и мужчин, виртуозно владеющих кистью и карандашом. Готовы? Тогда приступим!

Автопортрет Елизаветы Ким. Фото автора
Автопортрет Елизаветы Ким. Фото автора

Итак, на выставке «Автопортрет», посвященной художникам Приморья, были собраны полотна 100 мастеров, преобладают женские: 59 к 41 мужскому. Это уже знак, который можно по-разному объяснять.

Автопортрет Екатерины Архиповой. Фото автора
Автопортрет Екатерины Архиповой. Фото автора

Я отобрала чуть более 20 работ, показавшихся наиболее интересными. Главное отличие женских и мужских автопортретов, заключается в том, что женщины менее привязаны к своей роли (или в этом случае правильнее говорить о таланте?) художника, которая реализуется в изображении себя с инструментом. 5 против 2: только 2 художницы изображены с кисточкой или карандашом в руках. Если Елена Лунькова видит себя готовой приступить к рисованию, за спиной висит созданный ею пейзаж, то Елена Копылова в работе «Автопортрет с петухом» вписана в пространство цветущего сада, и только карандаш в ее руке служит намеком на талант.

Автопортрет Елены Луньковой. Фото автора
Автопортрет Елены Луньковой. Фото автора
Автопортрет Елены Копыловой. Фото автора
Автопортрет Елены Копыловой. Фото автора

К группе полотен, связанных с ролью живописца / творца, можно отнести и автопортрет Маши Холмогоровой в творческой мастерской. Маша изображена на фоне полок с гипсовыми головами. Так она показывает, что мастерство берется усилием, бесконечным однотипным трудом. Интересна ее поза. Если лицо художницы повернуто к зрителю, то фигура дана в пол-оборота влево, думается, так она защищает свое сердце, свои чувства от других. Руки переплетены, что подтверждает предположение закрыться от зрителя.

Автопортрет Маши Холмогоровой. Фото автора
Автопортрет Маши Холмогоровой. Фото автора

Вторая группа автопортретов реализует мифологические и этнографические образы (мужчинам мифологичное восприятие себя почти не свойственно). Ах, как хороши эти работы! Их можно рассматривать и рассматривать, читать целые истории. Эльмира Махмудова изобразила себя девушкой-оленем. У нее оленьи рожки и уши и обнаженные человеческая шея и плечи: она защищена и одновременно ранима. Как тут не вспомнить историю об Иване-медвежьем ушке, рожденном от тотемного зверя? Взгляд художницы опущен вниз, видимо, так она показывает устремление в собственные мысли.

Автопортрет Эльмиры Махмудовой. Фото автора
Автопортрет Эльмиры Махмудовой. Фото автора

Лера Валенская примерила образ шута. В личной беседе художница поделилась со мной интересной историей создания этого образа. Оказывается, она рисовала автопортрет, глядя... в лицо другого человека! И получилась очень удачная работа!

Автопортрет Леры Валенской. Фото автора
Автопортрет Леры Валенской. Фото автора

На женских автопортретах, кроме петуха, упомянутого выше, есть и другие птицы. Маргарита Джура видит себя в образе осени, возвышающейся над миром. На ее правом плече сидит одна птичка, на тыкве – другая. Художница выше деревьев, ее плоды велики и обильны, они покрывают землю, будто и нет никакой земли в этом мифологичном пространстве.

Автопортрет Маргариты Джуры. Фото автора
Автопортрет Маргариты Джуры. Фото автора

Вероника Арон изображена спящей. На правом плече сидит маленькая птичка. По поверьям многих народов, душа человеческая во время сна вылетает птицей. В руке у художницы ветка хлопка. Это образ будущих творений: спряденная из хлопка нить будет вплетена в новые творения художницы.

Автопортрет Вероники Арон. Фото автора
Автопортрет Вероники Арон. Фото автора

Интересно, что нить появляется еще на одной работе – Анастасии Медведевой. Это созвучно с образом не то Мойры, греческой богини, плетущей человеческие судьбы, не то Арахны, горделивой ткачихи, превращенной Афиной в паука. Думаю, все-таки Мойра. Символичен и цвет полотна: преобладает красный. Не показатель ли это творчества, рожденного в муках, творчества, кровью связанного с художницей?

Автопортрет Анастасии Медведевой. Фото автора
Автопортрет Анастасии Медведевой. Фото автора

Дарья Костромина видит себя берегиней. Одетая в вышитую славянскую рубаху, она изображена на фоне солнышка. По славянским поверьям, красное солнышко – символ мира живых. Но образ художницы выходит за рамки славянской мифологии. Он соотносится со строкой из Евангелия от Луки, где Христос говорит Симону (будущему апостолу Петру):

<…> отныне будешь ловить человеков.

В руках Дарьи сеть и пойманная рыба, другие рыбы изображены в прыжке вокруг солнца. Примечательны и волосы художницы, левая часть которых трансформируется не то в лодку, не то в люльку, не то в туесок, раскрашенный красками, куда уже попала рыба. Символично море. Оно одного цвета с небом, граница между ними обозначена белыми гребнями условных волн.

Автопортрет Дарьи Костроминой. Фото автора
Автопортрет Дарьи Костроминой. Фото автора

Ксения Малькевич дышит вдохновением. Причем в буквальном смысле. Находит его в грозовом небе и объятиях высоких трав. О вдохновении и работа Анны Билоус, оно для нее – в цветах подсолнуха.

Автопортрет Ксении Малькевич. Фото автора
Автопортрет Ксении Малькевич. Фото автора
Автопортрет Анны Билоус. Фото автора
Автопортрет Анны Билоус. Фото автора

Анна Меньшикова, кажется, вдыхает солнечное майское утро. Волосы героини будто сотканы из облаков. Наталья Силютина представила на выставку две работы. И обе они – также о вдохновении. Вторая работа связана с ночными образами, героиня вдыхает свет огромной Луны.

Автопортрет Анны Меньшиковой. Фото автора
Автопортрет Анны Меньшиковой. Фото автора
Автопортрет Натальи Силютиной. Фото автора
Автопортрет Натальи Силютиной. Фото автора
Автопортрет Натальи Силютиной. Фото предоставлено каналу Натальей Силютиной
Автопортрет Натальи Силютиной. Фото предоставлено каналу Натальей Силютиной

Луна есть и на полотне Ксении Преображенской, но акцент сделан на платье в народном стиле, закрытом жесте рук и ключе. От чего этот ключ? Может быть, он отворяет двери в чувства художницы.

Автопортрет Ксении Преображенской. Фото автора
Автопортрет Ксении Преображенской. Фото автора

Оказывается можно изобразить автопортрет, не изображая автопортрета. Этот путь выбрала Тамара Морозова. И это путь о любви и творчестве, о всматривании художницы в этот прекрасный, яркий мир.

Автопортрет Тамары Морозовой. Фото автора
Автопортрет Тамары Морозовой. Фото автора

Третья группа автопортретов почти лишена дополнительных смыслов. Это интересно написанные автопортреты Арины Слеповой, Людмилы Винярской, Оксаны Сильяновой, Дарьи Лукьянчиковой. Только Елизавета Ким удваивает свое изображение зеркалом. Может быть, дополнительные смыслы увидите вы?

Автопортрет Дарьи Лукьянчиковой. Фото автора
Автопортрет Дарьи Лукьянчиковой. Фото автора
Автопортрет Арины Слеповой. Фото автора
Автопортрет Арины Слеповой. Фото автора
Автопортрет Людмилы Винярской. Фото автора
Автопортрет Людмилы Винярской. Фото автора
Автопортрет Оксаны Сильяновой. Фото автора
Автопортрет Оксаны Сильяновой. Фото автора

А какие скрытые смыслы увидели вы в автопортретах художниц?

Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!

Видео с моим стихотворением о любви "К тебе стремится сердце", проиллюстрированное чудесными женскими портретами Илоны Булановой, смотрите здесь:

Картинки с выставки: 100 автопортретов художников Приморья. Мужчины

Известный американский художник Джон Уильям Хилтон: пустыня как цветущий рай

Флора в живописи Марии Монастырной: гиперреализм, похожий на чудо