Кульминация моей книжки «Сокровища трёх атаманов» основана на народном предании хопёрских казаков о Беляевском городке. Записал этот образец устного народного творчества впервые краевед и писатель Борис Степанович Лащилин в Борисоглебском и Новохопёрском районах, и с тех пор Беляевский городок стал одним из объектов постоянного поиска, наряду с погостом Николы Лапотного, озером Кабан и библиотекой Ивана Грозного. Сама сказка вот о чём.
В 1708 году Кондратий Булавин с товарищами собрал все добытые в ходе восстания сокровища, и, предвидя уже неизбежное поражение своего дела, спрятал их в подземелье Беляевского городка. На сокровище было наложено страшное заклятье. С тех пор всякого, кто на них покушался, находили зарубленным на берегу Хопра. Первой жертвой стал казак находившейся рядом станицы Михайловской, прознавший от стариков о сокровищах и решивший поживиться. После находили там и других. Страж сокровищ не щадил никого. Одной казачке удалось добраться в подземелье до большой, окованной железом двери, но открывать её она не решилась, и осталась жива.
Само место Беляевского городка, по основной версии, находится на самой границе Воронежской и Волгоградской областей, на берегу Хопра, рядом с хутором Бубновским. Ближайший большой населённый пункт – станица Михайловская. Подземелье, где спрятаны сокровища, представляло из себя подземный ход, выводивший из городка в расположенную неподалёку Ореховую балку.
Попыток пробраться в это подземелье с тех давних пор было великое множество. Пробовали пролезть и со стороны городка, и со стороны балки. Ход там какой-то, действительно, был, но со временем его завалило землёй, копания ни к чему не привели.
А между тем знатоки-краеведы утверждают, что указанное место – вовсе не #Беляевский городок, а старая, изначальная станица Михайловская. Городок же с сокровищами находится совсем не там, а по Хопру выше. Ещё по одной версии следует, что сокровища спрятаны в Пристанском городке, на месте которого сейчас город Новохопёрск. Любители приключений продолжают копать и искать…
Это из области сказок и преданий. Попробую разобрать реальную историю и практику, и совместить одно с другим.
Много было попыток наших историков представить восставших как обычную большую шайку разбойников, для которых главным был грабёж. Оно и понятно. Пётр 1 всегда преподносился созидателем и народным царём-работягой, а тут такой эпизод царствования, когда в деле геноцида собственного народа он превзошёл всех своих предшественников, включая Ивана Грозного. Каратели царя Петра под командованием Василия Долгорукова, совместно с гетманом Мазепой и калмыкским ханом Аюкой уничтожили русское население на территории современных пяти областей.
В 1708 году здесь столкнулись народная воля и самодержавие, не в первый и не в последний раз в нашей истории. Грабёж и личные интересы для Булавина главным не были. Он был атаманом в Бахмуте (нынешний Артёмовск на Украине). Бахмутские казаки владели Торскими соляными промыслами (современный Славянск). Пётр передал это дело солдатам Изюмского слободского полка. Логично, что если бы Булавин начал войну за личные интересы, он папал бы на Изюмского полковника и его людей, и всё. Но Булавин с казаками, вместо этого, пошёл на #Хопёр, где лютовала карательная экспедиция Юрия Долгорукова по поиску беглых. За убитых и замученных русских людей отомстили казаки Булавина. #Восстание полыхнуло разом на огромной территории: от Полтавы до Саратова, от Азова до Кинешмы.
Вот эта стихийность и масштабность в итоге и обрекли восстание на поражение. Историки ставят в вину Булавину по, что он раздробил силы, не создал единую армию. Но в тех условиях её невозможно было создать. При том, что мелкие неорганизованные отряды действовали по всей юго-восточной окраине империи, все значительные и организованные силы остались на стороне царя: низовое донское казачество, слободские полки, гетманщина (Мазепа предаст только через год), калмыки, башкиры, городовые и линейные казаки и солдаты. Грабёж и насилие творилось с обеих сторон, даже обречённые восставшие не сдавались и бились до последнего.
Эпизодов в ходе этой войны, когда в руки восставших попадали значительные материальные ценности, действительно много. Достаточно открыть три из них:
30 марта 1708 года булавинцы захватили денежную казну государя в селе Бобровском, предназначенную для сех карательных войск;
8 апреля Булавин отнял всю донскую войсковую казну у атамана Лукьяна Максимова;
27 сентября, уже при отступлении, отряд восставших под командованием Никиты Голого разбил караван полковника Бильса с казной в 8 тысяч серебряных рублей. К слову, в ноябре Никита Голый уже был казнён.
Из всего этого очевидно, что клады восставших действительно существуют. Вот только собрать все ценности воедино, как повествует предание, у Булавина возможности не было. Безусловно, какая-то часть досталась Игнату Некрасову и его казакам, ушедшим из России на турецкие земли. Но значительная часть так и осталась в хопёрский земле – сказка в этом абсолютно правдива. Мне известно о нахождении одного бочонка с ранними серебряными рублями Петра 1, причём первый раз клад этот нашли в 19 веке, перепрятали в своём погребе, а потом с этими людьми случилось что-то… И второй раз этот клад нашли уже в 21 веке… Как после этого не верить в легенды!
Но большую казну булавинского восстания никто пока не нашёл. В своей книжке я поместил её на Волчьем кургане, тоже на Хопре, но гораздо севернее, чем указано в легенде. На том кургане, достоверно знаю, более пяти кладов нашли, разных эпох. К восставшим казакам все они отношения не имели.
А как я эту легенду преобразил и использовал в книжке – читайте…