Порой для компании остается загадкой, почему банк отказывает ей в кредите, особенно если у нее хорошие финансовые показатели. Как проводят анализ банки с глубокой риск-экспертизой, разбирает на примерах Анжелика Куляшова (Райффайзенбанк)
Стандартные критерии: от динамики выручки до собственного капитала
Финансовые коэффициенты (financial ratios) — это первое, с чего начинается путь риск-эксперта в оценке кредитоспособности бизнеса. Риск-менеджеры изучают:
- динамику выручки,
- операционную и чистую рентабельность бизнеса,
- уровень кредитной нагрузки,
- собственный капитал компании.
Для каждого из этих показателей есть многочисленные варианты расчетных формул. Например, уровень операционной рентабельности может измеряться в показателе EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам). Общедоступная бизнес-логика подсказывает, что «если у компании хорошая EBITDA, значит, все у нее в порядке». Именно на это ссылаются менеджеры по продажам, когда передают департаменту рисков новую сделку. Однако, если бы это на самом деле всегда было так, профессии риск-менеджера бы не существовало.
Возьмем ситуацию, когда банк рассматривает предложение о семилетнем кредитовании шести компаний. Все они средние сырьевые бизнесы с образцовыми финансовыми коэффициентами, как из учебника. Значит ли это, что всем шести нужно дать кредит? Спойлер: нет. Показатели сырьевых компаний зависят от экономического цикла. На подъеме все они показывают позитивную динамику по выручке и, как следствие, высокие показатели рентабельности, снижается их долговая нагрузка. Однако на спаде, который наступает через пару лет, картина резко изменится. Поэтому важно смотреть не только на финансовые коэффициенты, а на комплекс факторов, о которых мы поговорим ниже.
Сам по себе отдельный показатель не является критерием оценки. Возьмем, например, рост кредитной нагрузки. Он может говорить о том, что собственник выводит деньги из компании на собственные проекты, при этом наращивая долговую нагрузку бизнеса, или о том, что компания ведет ценовые войны — часто они происходят, когда на рынок выходят крупные игроки, готовые работать с отрицательной маржинальностью. Более мелкий конкурент берет кредиты для того, чтобы обыграть соперника. Но это тупиковый путь — в таких сценариях грамотный риск-менеджер откажет в выдаче кредита.
В то же время рост кредитной нагрузки — это не всегда плохо. В 2020 году у производителя шампанских вин долговая нагрузка выросла сразу в два раза. Значит ли это, что банку не нужно его кредитовать или стоит закрывать текущие кредитные линии? Нет, если компания вложила долговые средства в виноградники. С 26 июня 2020 года российские производители вин по закону обязаны использовать российское сырье для производства. При использовании иностранного сырья бутылки должны маркироваться как «виноградосодержащий напиток». В этом случае рост долговой нагрузки — инвестиция в будущее.
Peers review, или два слова о рыночных нишах
Главное, что определяет кредитное решение в банках, имеющих глубокую риск-экспертизу — то, как бизнес выглядит в сравнении с peers (сравнимыми компаниями по отрасли).
Задача — увидеть разницу и понять, чем она обусловлена. И здесь важно понять, какая из компаний фундаментально более устойчива к внешним шокам и за счет каких факторов — качество сырья, себестоимость добычи, транспортная инфраструктура, диверсификация клиентской базы. Риск-эксперт должен хорошо объяснить значимость компании для рынка, клиентов, понять, какую ценность она создает своим существованием.
Нам на помощь приходят количественные показатели, например денежные затраты (cash cost), широко используемые в горнодобывающей промышленности, или сопоставимые продажи с квадратного метра, позволяющие сравнивать между собой ретейлеров. Но количественными метриками все не исчерпывается.
Главное — понять причину расхождений показателей у разных компаний. Это могут быть, например, особенности геологии или применяемые технологии добычи в горнодобывающей отрасли и неоптимальное соотношение площадей для продуктовых и непродуктовых товаров в гипермаркете. Качественный риск-менеджмент предусматривает глубокое погружение в отраслевую специфику и в особенности рынка, вплоть до региональных различий. Например, эксперт сразу может сказать, что новый розничный игрок в определенном регионе не сможет удержаться на рынке, потому что это территория федеральной розничной сети. И она обязательно выдавит конкурента.
Другой пример — в определенный момент ценность посредников в пищевом ретейле стала вызывать вопросы, поскольку больше и больше сетей стало переходить на прямые контракты с производителями, защищая свою маржу, которая находится под давлением на протяжении нескольких лет. Поэтому таким компаниям все сложнее получить кредитование.
В то же время есть компании, которым удается успешно противостоять рыночным трендам. В моей практике был опыт с выдачей кредита фармацевтическому дистрибьютору, который работал в Сибири и на Дальнем Востоке. Нюанс состоит в том, что рынок фармдистрибуции на протяжении последних пяти лет консолидировался. На конец 2020 года порядка 70% оборота приходилось на топ-20 дистрибьюторов (данные DSM). Это происходило на фоне снижения маржинальности: крупные дистрибьюторы могли позволить себе работать с очень низкой наценкой, вплоть до отрицательной, чтобы захватить долю рынка. Более мелкие игроки были вынуждены уходить, и ни один кредит не в силах был исправить эту ситуацию. Поэтому вдвойне удивительным был факт, что небольшой региональный фармацевтический дистрибьютор демонстрировал просто отличные финансовые показатели. В какой-то момент могло показаться, что тут не обошлось без креативного подхода к подготовке отчетности. Но выяснилось, что все дело в нише: в той географии, на которой они работали, было много маленьких аптек на большой территории, удаленной от европейской части России. Федеральные игроки до нее просто не доходили, она была им неинтересна. Такая ниша сразу дает продукту высокую ценность, а бизнесу — хороший кредитный рейтинг.
Отраслевая специфика
Общеизвестный факт, что в период спада рынок фешен-ретейла проседает примерно на 25%. Однако экспертиза риск-менеджера состоит в том, чтобы понять, что в этом общем тренде есть исключения. Один из них — luxury-сегмент. Компании, которые торгуют такой одеждой, только выигрывают в пандемию: закрытие границ ведет к тому, что они становятся интереснее для клиентов. Зная это, банк не будет сокращать финансирование и, наоборот, может выделить дополнительные лимиты.
Не все яйца в одной корзине
Еще один важный момент в оценке кредитоспособности бизнеса — это диверсификация бизнеса компании. Если у предприятия две угольные шахты, то при аварии на одной из них компания рискует лишиться существенного объема производства. В случае с золотодобывающими компаниями нередки случаи, когда оценки качества месторождения оказываются излишне позитивными. А если такое месторождение у компании одно? Ситуация становится практически безвыходной.
Если это сельскохозяйственный бизнес, который берет кредит на строительство мощного агрокомплекса, оснащенного самым современным оборудованием, мы должны понимать поголовье на каждой из ферм и расстояние между ними. У бизнеса должен быть план Б на случай эпидемии у животных. В противном случае деньги в буквальном смысле будут закопаны в землю.
Порой компаниям удается перестроиться в моменте. Например, в 2020 году ряд предприятий из целлюлозно-бумажной промышленности смогли переориентироваться с производства офисной бумаги, потребность в которой по понятным причинам снизилась и вряд ли достигнет доковидных значений, на производство картона, спрос на который со стороны онлайн-ретейла вырос до рекордных показателей, что выглядит долгосрочным трендом. Хорошая диверсификация бизнеса говорит о зрелости предприятия и об еще одном важном факторе — опыте управленческой команды.
Кто у руля: честных кредитуют больше
Менеджерская команда — очень важный, а в некоторых секторах определяющий фактор принятия кредитных решений для банка. Например, для ряда отраслей у хороших риск-менеджеров есть негласное правило: недавняя смена собственника — красный флаг. Очень часто, когда в компанию приходит новый владелец, особенно без отраслевого опыта, это история про Буратино и мешочек денег. Инвестбанкиру легко разобраться в финансовых показателях и мультипликаторах, однако гораздо сложнее оценить, насколько перспективно месторождение. Когда через полгода после покупки компании владелец слышит «содержание металла в руде стало ниже», у кредитующего его банка начинаются проблемы.
Верно и обратное: когда на стороне клиента активные и честные управленцы, которые делятся проблемами и тем, как собираются их решать, у банка меньше оснований принимать резкие меры и выходить из компании. Особенно ярко это проявляется в кризис. Компания, которая открыто делится своими проблемами и стратегией их решения, может даже в кризисный период сохранить финансирование именно благодаря этому фактору.
Как упростить получение кредита
- Будьте готовы рассказать банку о своей нише и customer value в дополнение к цифрам из финансовой отчетности.
- Имейте план Б, связанный с основными рисками вашей отрасли. Он говорит о наличии качественной бизнес-стратегии.
- Проявляйте открытость в общении с банком в обсуждении финансовых показателей компании и стратегии компании, особенно в кризисных ситуациях.
Автор: Анжелика Куляшова, руководитель управления кредитными рисками корпоративного сегмента Райффайзенбанка