Это происходит каждый год, в начале мая.
Сразу после Вальпургиевой ночи, под дурманящий запах сирени, на свет выходят упыри.
В соцсетях появляются однообразные посты про «день скорби вместо дня победы», про «Мамаев курган это могила», про «скорбеть и каяться».
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог. На этом канале я пишу об изменении жизни людей, произошедших под влиянием современных технологий.
Сегодняшний пост про инфотехнологии влияния, использующие инстинкт выживания вида. Хочу поговорить о таком пути внедрения информационных вирусов , как споры на тему:
хорошо или плохо одевать детей в военную форму во время празднования 9 мая
Одежда - это такой же способ социальной коммуникации, как и язык жестов-телодвижений, система дорожных знаков, алфавит, символы, смайлы и многие другие варианты передачи смыслов от одного человека другому.
А военная одежда (и вообще любая униформа), к тому же, сочетает в себе сразу несколько составляющих коммуникации. Здесь и архетипическая универсальная символика (кресты, звезды, планки), и первобытная анимистическая (черепа, насекомые), и более поздняя, основанная уже не на мифологии или легендах, а на конкретной, осознанной памяти конкретных поколений об исторических фактах, информация.
Немного коснулась теме символизма в военной одежде в этом посте:
Тема войны это тема пережитой схватки со смертью. А дети - это будущее, которое бесконечно.
Как бы странно ни звучало, но дети в коллективном сознании человечества это про бессмертие, в генетическом смысле как минимум. Это про бесконечное продолжение жизни.
Поэтому, конечно, когда мы видим детей, одетых в военную форму, это не может не вызывать чувств, вызванных и личной (семейной) историей, и конфликтом архетипов, конфликтом единства противоположностей, конфликтом жизнь/смерть.
Что же говорят упыри?
(То есть те, кто подменяет смыслы победы-созидания-жизни на смыслы смерти-разрушения)
Чаще всего такие варианты:
- Что одеть ребёнка в военную форму это все равно, что надеть на него одежду смертника, мертвеца, погребальные одежды.
- Что переодевания в военную форму это как на карнавале.
- Что нет разницы между костюмом Супермена или Бэтмена и военной формой советского солдата-победителя в Великой Отечественной войне.
Я не питаю пустых надежд, что мне удастся переубедить носителей подобных верований. Да цели такой нет, каждому своё. Менталитет (как основа для идеологии) у нас слишком разный.
Однако, хочу обозначить, почему для меня
эти идеи принципиально неверны.
- Логика «ВОЕННАЯ ФОРМА равно ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОДЕЖДА» в принципе в стиле «белое это чёрное», что тут обсуждать.
Но, это было бы смешно, если бы не другой довольно устойчивый тренд - мимикрия одного смысла под другой. Пример- предметы быта в виде пищи, и, наоборот, пищи (съедобного) в виде предметов (несъедобного). Напрочь сбивает прицел и способность отличать съедобное от несъедобного, полезное от вредного, «белое» от «чёрного».
2 . Сравнение Дня Победы с карнавалом тоже, такое себе.
Но не просто так я упомянула Вальпургиеву ночь и Некрос. Карнавал — это скорей западно-европейская культурная традиция (с их трактовкой христианства), а не восточно-славянская. Хотя да, есть Святки и Колядки, но сами ритуалы отличаются и по смыслу, и по целям. Западный подход, как выразилась интересный блогер Ольга Таволга - это «праздник непослушания», когда весь год в строгости, но одна неделя даётся на полный отрыв. И можно не сдерживать себя, открывая темную сторону своей души, которая весь год подвергалась аскезе и дисциплине. В карнавал можно, официально разрешено грешить всем законопослушным. Но лучше надеть маску, прежде чем обнажать зад.
Сравнение образа советского солдата с образом на маскараде — это про то самое, грешное. И при намеки на покаяние за победу.
3 . Я сейчас разрушу чьи-то детские мечты. Но Бэтмена не существует.
И никогда не существовало. И супермена. И Хэллоуинской нечисти. Киношные герои, хоть и придуманы кем-то, но тоже отражение коллективного бессознательного. Как и другие сказочные герои и персонажи, как Кощей бессмертный, Питер Пэн, Баба-Яга, русалки и мертвые невесты. Это все архетипические, мифические, сказочные образы, много раз переупакованные идеологами разного формата, от маркетологов до ученых, под современную целевую аудиторию.
Они существуют, конечно, в виртуальности, или в Нави, как в славянской парадигме мироустройства это обозначено. Но есть ещё Славь, куда, по верованиям наших языческих предков, отправлялись воины после смерти.
см Владыки Нави
Но символы символами. А
военную форму Второй Мировой войны носили реальные люди.
Реально существующие, а не выдуманные, герои. Реально жившие тогда и живущие сейчас.
Военную форму носили в послевоенные годы герои, победившие в войне и восстановившие страну. Солдаты, вернувшиеся в разрушенный дом. Дети, жены и вдовы этих солдат. Люди, принявшие ответственность за себя, за того парня и страну.
Поэтому дети в военной форме - это наша реальная история, а не сказочный маскарад. Это память о настоящих событиях, это сохранение смыслов.
Поэтому
Победу в войне, победу над смертью надо праздновать. Хоть и со слезами на глазах.
А Мамаев курган - это место силы.
Ваш реалистичный психолог