Фильмы про гигантского ядерного ящера имеют большую популярность не только в Японии, где и "зародился" Годзилла (или Годжира, как его именуют азиаты), но и во всём мире.
Первый фильм вышел в далёком 1954 году. И рассказывал историю, согласно которой, вследствие ядерной бомбардировки американцами в море просыпается огромное существо. Монстр начинает крушить корабли и со временем выходит на поверхность, после чего становится ясно - его нужно уничтожить, пока он не уничтожил всё живое. Но как это сделать, если ящер вырос до таких размеров в результате поглощения части ядерной энергии от бомб? Один учёный, доктор Сиридзава, создаёт некое вещество, названное "разрушителем кислорода", которое может уничтожить живые клетки в воде, где Годзилла и обитает большую часть времени. Проблема в том, что сам доктор не хочет вообще испытывать своё оружие, но другого выхода просто нет. И взяв баллон со своим изобретением, он спускается на дно морское, где отдыхает гигант после трудового дня. И пожертвовав собой, учёный заканчивает историю с монстром-разрушителем. От Годзиллы не остаётся даже рожек, не говоря о ножках.
Это был первый фильм, который вызвал "бум" не только в Японии, но и в Европе с Америкой. Хорошие кассовые сборы и огромное количество положительных отзывов привели к тому, что Годзилла стал узнаваем во всём мире. Стали появляться театральные постановки, игрушки, различная атрибутика с изображением монстра и т.д. Монстр, который хоть и позиционировался как разрушитель, но зрителем воспринимался нескол иначе, несмотря на все свои деяния. Годжира скорее как стихия, нежели как одушевлённое существо, по крайней мере на момент первого фильма.
И вот, начиная с 60-ых годов последовало много продолжений, переосмыслений и новых сюжетных историй, где Годзилла уже становился защитником Земли от других монстров и существ.
Но все фильмы были исключительно японского производства и снимались для местного зрителя. Но "Голливуд" с такой перспективой был не согласен и в 1998-ом году, стараниями Ролланда Эмереха (голландский режиссёр, специализирующийся на фантастических фильмах-катастрофах, получивший известность благодаря ленте "День независимости") снимает американскую версию "Годзиллы", воспринятую критиками в шытки, но не зрителями. Мне тот фильм понравился, персонажи Жана Рено и Мэттью Бродерика сыграли прекрасно. И сам сюжет был интересен. Ведь сколько можно уже бедную Японию громить, пора уже и пендосам по заслугам воздать. Действие фильма происходит в Нью-Йорке, где и бегает наш ящер. Правда, что не понравилось, наверное изменение внешнего облика, при этом в самом начале идёт прямая отсылка к оригинальным фильмам, где рыбак произносит имя существа: Годжира. Но в целом, фильм вышел хороший, с заявкой на продолжение, но увы, мы так и не увидели дальнейшее развитие тех событий.
В 2014 году американцы вновь предприняли попытку "переснять на свой лад". В этот раз, чуть изменив мордашку, оставив внешний облик ящера каноничным. Возможно, немалую роль сыграло то, что к созданию фильма была причастна японская студия-прородитель кино о гигантском монстре - "Тохо". Но вот сам фильм, на мой взгляд, получился очень слабым. Мы с друзьями ходили на него в кинотеатр и никто не остался равнодушным. В том самом смысле, что было скучно и не интересно. Годзиллы всего на 10 минут хронометража, а остальное время уделено неуместным переживаниям главных героев, зачастую не связанным напрямую с действом на экране. Да ещё и полфильма нам пытались впарить каких-то "ГНУСов". В продолжении ("Годзилла 2: Король монстров" (2019)), сменив режиссёра, авторы американской версии исправились, но сюжет оказался вторичен и слишком банален, а местами просто нелеп. Но речь не об этом.
После поделки 2014-го года, японская студия "Тохо", не до конца удовлетворившись ремейком американских коллег, выпускает свою, обновлённую версию "Годзиллы", где изменяет саму сюжетную основу, по которой снимались предыдущие фильмы о гиганте. Вот об этом фильме, есть что сказать. Главное, он мне понравился, в отличие от американского.
Ну и собственно, небольшой отзыв, без спойлеров, про фильм "Годзилла: Возрождение" (2016).
Этот фильм понравился предварительным роликом. Да, были небольшие опасения, что монстр получится сумбурным, но фильм показал, что "всё пучком". Данным фильмом японцы вполне себе ответили недавней американской версии, которая, повторюсь, была нудновата и затянута. Получилось ли? Да!
Образ Годзиллы, как видно в рекламных роликах и на постерах, почти идентичен оригинальному. Морда правда пострашнее и лапы покороче. Сам "Гойра" всё такой же как и в классических фильмах: большой и немного неповоротливый. Но в этом фильме зрителю показывают такую концепцию, которая и объясняет всю эту неповоротливость и внешние изменения.
Фильм хорош для своего жанра и особенно для поклонников! Да, не шедевр, но очень качественное кино! Почему? Ведь в фильме (кто-то скажет — XXI век уже давно) до сих пор преобладают комбинированные съёмки, но разве это главное для фильма-катастрофы, которым "Годзилла" несомненно является? Хотя стоит отметить, что в данной картине уже побольше графики используется, может не настолько реалистичной, но сюжет и операторская работа это прекрасно нивелируют. Соблюдён, пожалуй, главный критерий подобных жанров — масштаб. Отчего зрелище и является зрелищем. Это не полтора часа "гнусов".
Да и вообще, на мой взгляд, в этом фильме всё очень гармонично. Операторская работа на отличном уровне: прекрасно показаны батальные сцены и очень удачно, на удивление, используется съёмка в стиле "трясущейся камеры" (или псевдодокументальная съёмка) в моменты паники людей и нервотрёпки руководителей страны. Очень тонко показывается политическая линия. А главное, тут нет плохого и хорошего, как в большинстве голливудских фильмов, здесь именно показывают катастрофу. В целом, фильм смотрится интересно, что самое приятное — не затянут, при чём ты до конца фильма не знаешь, какой будет исход.
Ну и ещё — музыкальное сопровождение, а особенно, основная тема почти всех "Годзилл". Композиция написанная Акира Ифукубэ, делает своё дело.
Подводя итог: поклонники Годзиллы и так думаю посмотрят, также как и ценители подобных жанров. А вот любителям многомиллионных блокбастеров — кино к просмотру не посоветую.
Моя рецензия, написанная ещё в 2016 году, также есть на странице с фильмом.