На днях мне не спалось, подсчет овечек уже не помогал, и мозг начал генерировать вопросы из серии: “почему сырники называются сырниками, а не творожниками?”, “почему коты любят залезать в пакеты?” и “куда пропадают мужские носки?”. Тогда в 3 часа ночи я решила почитать о Чоко Пай. Да, вы не ослышались, точнее вам не показалось, об истории шоколадного пирога, если перевести дословно.
Изучение началось с Википедии, где меня привлек очень интересный факт, о котором и пойдет речь в данной статье:
Orion Corp. активно экспортировала ChocoPie на внешние рынки. Chocopie получили широкую известность в Северной Корее, куда попадают нелегально, через чёрный рынок; власти безуспешно стремятся ограничить их хождение в качестве твёрдой валюты.
Что? Чоко Пай в качестве твердой валюты? Я решила разобраться в этом вопросе более детально, поэтому обо всем по порядку.
Продукт под названием Choco Pie начала производить южнокорейская компания Orion в далеком 1974 году. Эта же компания первая вышла на российский рынок и до сих пор удерживают лидерство.
До 2014 года южнокорейский Чоко Пай был относительно доступен для жителей Северной Кореи благодаря промышленному комплексу Кэсон. Комплекс был совместной инициативой двух правительств, позволившей южнокорейскому бизнесу работать через границу.
В какой-то момент там работали 52000 северокорейцев, зарабатывающих около 100 долларов в месяц, но южнокорейским предприятиям было запрещено оплачивать сверхурочные часы наличными. Вместо этого они часто раздавали Чоко Пай - около дюжины в день на каждого сотрудника, которые затем можно было разделить с друзьями и семьей или продать. Чоко Пай стал хитом внутри Северной Кореи, поэтому хитрые рабочие создали быстрорастущий черный рынок. Они прятали упаковки с печеньем вместо того, чтобы есть — так печенье в стране продавалось нелегально по цене 700 вон ($0,7). Это очень дорого для Северной Кореи.
По мнению аналитиков , трудно переоценить культурное влияние Чоко Пай на Северную Корею. Это не просто печенье - это символ капитализма. По некоторым оценкам , ежемесячно продавалось до 2,5 миллионов Чоко Пай. Хотя неясно, кто именно так усердно следил за статистикой продаж.
Правительство Северной Кореи было очень обеспокоено небывалым успехом печенья, поэтому начало собственную пропагандистскую кампанию, в которой говорилось, что Око Пай вреден для организма. А в 2014 году ввели полный запрет на печенье в Кэсоне. Теперь сотрудники южнокорейской фабрики заявили, что вместо этого получают в качестве бонуса сосиски, лапшу быстрого приготовления, порошковый кофе или плитки шоколада.
И вот еще два удивительных факта:
- Вскоре после запрета 2014 года южнокорейские активисты переправили через границу 10 000 Чоко Пай с помощью воздушных шаров. Хотя обычно воздушные шары используются для отправки в Северную Корею более значимых видов пропаганды, например USB-накопители.
- В 2017 году серьезно травмированный перебежчик из Северной Кореи, который пересек демилитаризованную зону в Южную Корею, очнувшись после операции, Чонг Сон заявил, что очень хочет Чоко Пай. Прознав о желании перебежчика, представители Чоко Пай отправили солдату 100 коробок любимого лакомства в знак приветствия в Южной Корее. Также ему будет обеспечен пожизненный запас ChocoPie.
Чоко Пай в Северной Корее - это как доллар в позднем Советском Союзе - твердая валюта. К слову, совсем недавно с полок многих магазинов в Беларуси исчезло (но не везде) печенье «ЛОТТЕ ЧОКОПАЙ». В нем содержится подсластитель сорбитовый сироп (Е420(ii)), который нельзя использовать вместе с сахаром, по правилам страны.
Благодарю за внимание и лайки! 😌