Итак, среди обывателей бытует мнение, что чтение - это пустая трата времени. И даже некоторые "псевдопсихолохиги" пытаются пролоббировать эту точку зрения. Что побуждает таких людей на это? В первом случае, это элементарная лень и оправдание собственной никчёмности, во втором случае, это жажда наживы.
Они говорят людям то ,что те хотят слышать.И простые мещане с радостью покупают консультации у подобных шарлатанов . ,,Псевдопсихологи" транслируют такие мысли: что мы должны любить себя такими, какие мы есть, и все должны принимать нас такими какие мы есть и т.д. - точка зрения заранее проигрышная, так как делает вас неконкурентноспособными, как написал Льюис Кэрролл в произведении "Алиса в стране чудес": "Мне нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте." Что это значит? Это значит, что приходится развиваться только для того, чтобы не отставать от других.
Вернёмся к вопросу какая же польза в чтении?! Я не буду писать здесь свои рассуждения, как это делают многие "недопсихологи" вроде Лабковского и Литвака, которые утверждают, что ты должен то-то и то-то, просто потому что они так считают, бездоказательно и без фактов. Я основываюсь на знаниях, полученных из таких наук, как этология, нейробиология и психология.
Чтение приносит пользу как прямым путем, так и опосредовано, то есть косвенно. Начну с первого.
Прямой путь. Чтение развивает абстрактное мышление, так как читатель постоянно визуализирует у себя в голове то, что читает, задействует многие участки мозга и развивает их. Что значит развивает? В буквальном смысле запускает нейрогенез. Организм синтезирует новые нейроны и нейронные связи, белую и серую жидкость головного мозга.
Учёные проводили сканирование мозга обычных людей и лондонских таксистов (почему именно их, потому что Лондонские улицы того времени были очень запутаны, и таксистам приходилось много запоминать, чтобы ориентироваться, так как навигаторов в то время не было). Результаты показали, что у таксистов, в отличии от обычных людей существенно увеличен гиппокамп - участок мозга, отвечающий за запоминание. Таким образом чтение помогает человеку быстрее запоминать и осваивать информацию, становиться более перспективным и обладать большим потенциалом, а следовательно быть более успешным,чем простой человек.
Второе: как жить и реализовывать себя, не зная ни мира, ни самого себя? Как более успешно использовать свой потенциал, быть более продуктивным? У читающего человека есть ответы на эти вопросы. Читая книги по повышению собственной эффективности, я наткнулся на один эксперимент, указывающий на то, что сила воли, это кончаемый ресурс и пользоваться им нужно с умом, расставляя приоритеты и направляя силы в более важную отрасль.
Брали две группы людей разных возрастов, вероисповеданий, национальностей и т.д. (то есть чистота эксперимента соблюдалась). Перед одной группой людей ставили чашку с печеньем и запрещали им их есть, а второй группе разврешали. То есть первой контрольной группе приходилось задействовать силу воли, чтобы не притрагиваться к печенью, а второй - нет. Затем обеим группам давали разные математические задачи и та группа, которой разрешалось есть печенье, справлялась с заданиями заметно лучше.
Когда мы пытаемся чем то заниматься, нам ставят палки в колеса такие явления, как лень, апатия, прокрастинация. Как с ними бороться? Чтение ответит и на эти вопросы. Гораздо легче управлять собой, понимая природу многих вещей; например, лень - это элементарный инсинкт сохранения энергии. Этот инстинкт вызван эволюцией из-за того, что во времена, например, нижнего палеолита, выбившись из сил при обыденной рутине, вы подвергались риску того, что не сможете отбиться от нежданно напавшего на вас хищника. Или загнав мамонта далеко от пещеры, необходимо было сохранять силы для того, чтобы доставить пищу домой. Эволюция мозга не успевает за бурно растущими темпами развития культуры, технологий, информационных ресурсов, поэтому не все инстинкты идут нам на пользу. Зная все эти вещи, себя легче заставить приступить к работе.
Еще, взявшись за какое то дело, нас одолевают сомнения: "А получится ли у меня? А стоит ли начинать?" - это работа миндалевидных тел - участков мозга, отвечающих за агрессию, тревогу, сомнения. Миндалины - это первичный этап обработки информации, так как эволюционно они сформировались раньше, чем участки мозга, отвечающие за здравый смысл и логику, поэтому органы, сканирующие окружающую среду и внутренние ощущения, пропускают информацию сначала через лимбическую систему (эмоции и чувства), а затем поступают в лобную часть мозга (логика и рассуждения). На самом деле всё сложнее, потому что лобная доля делится на еще более мелкие участки. Лобная часть, а конкретно префронтальная кора, тормозит действие миндалины, и тревога гаснет. То есть, если мы рационализируем и здраво взглянем на вещи, всё станет проще, и понять это нам помогают знания, взятые из литературы. Чтение развивает усидчивость, концентрацию, внимание.
Чтение как особый вид речевой деятельности. Зачем нужно читать книги?
4 мая 20214 мая 2021
9
4 мин