Найти в Дзене
NANA M.

Вспомнила бабушка как девушкой была, или престарелые жертвы харассмента.

Фото из открытых  источников.          Хор бабок -ёжек исполняет частушки.  М/Ф "Летучий корабль".
Фото из открытых источников. Хор бабок -ёжек исполняет частушки. М/Ф "Летучий корабль".

"Шла лесною стороной, увязался чёрт за мной. Думала мужчина, что за чертовщина? Повернула я домой, снова чёрт идет за мной.
Плюнула на плешь ему и послала к лешему"
, - частушки бабок-ёжек из мультфильма "Летучий корабль".

Я не ненавистник всего американского, тем более, что там много хорошего, особенно для жизни. Но, почему-то в нашем обществе принято перенимать самое отвратительное. И это не только по теме нашего сегодняшнего размышления.

А, сегодня поразмышляем о харассменте. Harassment, -англ.-это понятие описывает широкий спектр ситуаций: слова, жесты, действия, поведение, которые могут обидеть другого человека. В прямом переводе - это действия, нарушающее личные границы человека, которые связаны с психологическим воздействиям, чаще всего с точки зрения сексуального домогательства, где жертвами становятся девушки и женщины.

В наше время харассмент, как обвинение, используют для разрушения политических карьер, подрыва репутации и морального уничтожения человека. Началось всё это на Западе и, как водится, продолжилось у нас. Появилось много передач, на которые приходят престарелые актрисы, с перетянутыми лицами, как сестры -близнецы, которых уже никто не снимает по разным причинам, и они начинают со слезой в голосе вспоминать, как 50 лет тому назад их "домагивался" какой-нибудь известный человек. Причем этому нет никаких вещественных доказательств и принцип презумпции невиновности не соблюдается. А постулат "Да будет выслушана и другая сторона", не работает, так как"иных уж нет, а те далече".

Да будет выслушана и другая сторона. С латинского: Audiatur et altera pars [аудиатур эт альтэра парс]. Основной принцип беспристрастного и справедливого судебного разбирательства. Приписывается христианскому теологу, одному из отцов церкви Аврелию Августину, или Блаженному Августину (354—430).

Тут, вдруг ни с того ни с сего, появляется интервью 70-летней Наталии Варлей, рассказывающей как ей, 20-ти летней, было тяжело на съёмках "Кавказской пленницы", поскольку Леонид Гайдай ей не давал проходу. Она ему отказала, и поэтому её больше не снимали. Это называется "фундаментальная ошибка атрибуции", когда в своих собственных неудачах винят других.

Фундамента́льная оши́бка атрибу́ции (англ. fundamental attribution error) — понятие в социальной психологии, обозначающее переоценку личностных и недооценку обстоятельственных причин при интерпретации поведения человека. Это склонность человека объяснять поведение других их индивидуальными особенностями, а своё поведение — ситуацией, внешними обстоятельствами

Казалось бы, такое признание должно вызвать сочувствие к "жертве", и заставить думать людей о взаимном уважении. Ничуть не бывало! Какое уважение, когда пожилая Нина Гребешкова, вдова Гайдая, её дети и внуки такое выслушивают об их муже, отце и деде? Месть кому? Что-то запоздалая. Что мешало актрисе, очень посредственной, которой даже не дали озвучит роль, уйти из фильма? Ей бы нашли замену мгновенно.

Ну, и самая известная "жертва" - Елена Проклова. Сначала она рассказывает о своих многочисленных романах. (Складывается впечатление, что она, как переходящий вымпел). Но это никого не касается - это была её жизнь и её выбор. Не нам судить. "В своём глазу бревна не видим"

Фото из передачи "Секрет на миллион".  Взято из открытых источников.
Фото из передачи "Секрет на миллион". Взято из открытых источников.

Но тут она появляется в шоу "Секрет на миллион". Шоу уникально тем, что у каждого приглашенного есть какой-нибудь скелет в шкафу, который стоит миллион. Ключевое слово "миллион", потому, что секрета нет никакого. Это - секрет Полишинеля, так как он известен куче народа, которые делают эту передачу. А приглашенные стыдливо сжигают бумажку с вопросом на свече. "Тогда лишь тайну двое сохраняют, когда один из них её не знает".

И вот Проклова, со слезами на глазах, поведала миру о своей боли, с которой она живёт вот уже больше пятидесяти лет - о домогательствах Олега Табакова. И рассказывает об этом она только потому, что хочет освободиться от груза воспоминаний и боли. Ах, ты Боже ж мой! А, как насчет боли Марины Зудиной ( на которую и так обрушилась стена после смерти супруга. И все, кому не лень, вдруг стали наперебой заявлять, что она плохой человек и никакая актриса) и её детей, особенно маленькой дочери?

У меня только один вопрос: "Почему? Почему надо было молчать об этом всю жизнь, а на её закате предстать жертвой?" Ответ один - "По кочану". Потому, что нет былой известности и мало денег.

У нас вообще пошла какая-то мания: не успел известный человек умереть, как появляются, как грибы после дождя, ток-шоу, куда приходят внебрачные дети, бывшие любовницы и начинается пляска на костях. Это было и с Николаем Караченцовым, и с Владимиром Кореневым, и другими. Кем надо быть, чтобы снимать такие передачи, когда родные и так в шоке от происшедшего?

Мне вот интересно, а почему никогда не говорят о том, что жертвами харассмента становятся и мужчины тоже? Эту тему поднимали в американском кинематографе еще в 1987 году (может быть, и раньше, я просто не знаю). Режиссер Эдриан Лайн снял замечательный триллер с Майклом Дугласом и Гленн Клоуз - "Роковое влечение" Об адвокате и его неосторожной интрижке с маньячкой и убийцей.

Тот же Майкл Дуглас, но уже в дуэте с Деми Мур, в 1994 году, сыграл жертву харассмента в фильме режиссера Бари Левинсона "Разоблачение". О домогательствах вице-президента компании, где работал герой Дугласа.

Фото из открытых источников.      Майкл Дуглас и Деми Мур в фильме "Разоблачение"
Фото из открытых источников. Майкл Дуглас и Деми Мур в фильме "Разоблачение"

И, как вишенка на торте, фильм 2005 года "Леденец" режиссера Дэвида Слейда с Патриком Уилсоном и Эммой Пэйдж. Фильм о том, как фотограф-педофил познакомился с 14-летней девочкой в интернете и стал её жертвой.

Можно ли спорить, кто чаще становится жертвой харассмента женщины или мужчины? Я думаю, что всё же женщины, к сожалению. Хотя......

Доменик Стросс-Кан, бывший глава Международного валютного фонда, претендент на должность президента Франции. Он был очень влиятельным и уважаемым человеком, хотел в корне изменить финансовую политику и уйти от доллара. Вот это он зря! Ответка не задержалась. Тут, очень кстати, появилась горничная Нью Йоркского отеля, обвинившая его в изнасиловании. Позор на весь мир. Стросс-Кан уходит с должности главы МВФ, показания горничной оказываются лживыми, дело прекращено.

Но уже французская полиции арестовывает его, обвинив в сводничестве. Дело также рассыпается, но... карьера сломана, репутация подорвана, человек и политик растоптан. Ложечки нашлись, но осадок остался.

Фото из открытых источников.      Доминик Стросс-Кан и "изнасилованная" горничная.
Фото из открытых источников. Доминик Стросс-Кан и "изнасилованная" горничная.

Еще один яркий пример - Голливудский столп Харви Вайнштейн, получивший 23 года тюрьмы за домогательства и изнасилования. В суде было установлено, что многие актрисы, обвинявшие Харви, поддерживали с ним длительные любовные отношения, фотографировались на Красных дорожках, обнимались и целовались. Адвокаты из кожи вот лезли. представляя доказательства длительных отношений, но суд был глух. Победил феминизм, а о престарелых и невостребованных актрисах заговорили. В Америке тут же набрало силу движение # MeToo, которое переехало и к нам, чему пример события, описанные мною выше.

Говорят, что это был заказ или брата Вайнштейна, которому надоело быть на вторых ролях, либо это происки присных Дональда Трампа, поскольку Голливуд всегда был и есть оплотом демократов. Кто знает?

Фото из открытых источников.           "Так было, а так стало"
Фото из открытых источников. "Так было, а так стало"

Фото из открытых источников.             Это, вероятно, несчастные жертвы Голливудского харассмента.
Фото из открытых источников. Это, вероятно, несчастные жертвы Голливудского харассмента.

И опять вопрос:"Почему шли в номер гостиницы, почему не убегали, почему не заявляли?". По кочану. Очень хотелось ролей, очень хотелось прославиться, очень хотелось денег, а конкуренция ого -го! И опять фундаментальная ошибка атрибуции.

Да, еще и какие-то бывшие актрисы то ли оперы, то ли балета, о которых уже, наверное, никто и не помнит, сподобились подорвать репутацию величайшего тенора, Пласидо Доминго. "А, был ли мальчик?"
И опять, не разбираясь, начались расторжения контрактов, отказы от выступлений, но, слава Богу, он и дирижирует и выступает, правда поёт уже баритональные партии - почтенный возраст. Но всё равно остаётся великим.

Фото из открытых источников.        Пласидо  Доминго, которого более 10 женщин, бездоказательно обвинили в харассменте.
Фото из открытых источников. Пласидо Доминго, которого более 10 женщин, бездоказательно обвинили в харассменте.

К чему я веду? А, к тому, что в наши дня харассмент стал орудием расправы в политических и закулисных играх и привлечения утерянного внимания к себе, любимым. Совершенно необходимо, если имел место подобный случай, говорить об этом и привлекать виновных к ответственности. Но методы должны быть честными, а обвинения доказательными.

В одном комментарии на статью на подобную тему, я привела один старый анекдот. Им же и хочу закончить свои размышления.

Туристическая группа состоит из одних девушек. Их возят на экскурсии и в музеи. И, куда бы не привезли, всех насилуют, а одну - нет. Вопрос "Почему?". Ответ:"А, она не захотела"..