"Девятаев" (драма), Тимур Бекмамбетов, РФ, 2021
«Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»
В рамках курса на гуманизацию Михаил Шолохов в 1957 году пишет «Судьбу человека», а в 2021 Тимур Бекмамбетов выпускает «Девятаев».
Это стало интересной попыткой героизации военного прошлого от человека, снявшего все части «Ёлки». Так и ждала в каком кадре появится Ургант, но зубами, искусственно побитыми грим-налетом, светил только Павел Прилучный, а у него так себе моральный облик артиста после недавних скандалов. Ко всем этим «НО» прибавляется и самая популярная беда роскино – звук. Что происходит с технической точки зрения – не знаю, но добрую четверть разговоров героев с большого экрана приходится просто домысливать из-за невозможности разобрать бубнение, смазанные гласные и кашу во рту.
В остальном, «Девятаев» - это кино про финал войны и реальную историю бегства простого (?) русского летчика с секретной (!) немецкой авиабазы. Десять узников концлагеря вдесятером угнали с аэродрома немецкий бомбардировщик с супер-секретными документами и прилетели на Родину, которая, как благодарная Мать, еще потом полтора десятка лет допрашивала и наблюдала за теми, кто выжил.
Всамделишная история очень туманная. Мемуары Девятаева не дают ответы на очень многие вопросы. Вся история выглядит абсолютной фантастикой на грани человеческих возможностей и уж точно за пределами разума и способности к выживанию. Но первый советский Спутник планеты Земля был простроен только благодаря грифованным докам, взятым именно из угнанного самолета. И здесь сюжет можно было бы додумать и нафантазировать, но, как известно, у реальной жизни самые больные сценаристы.
Про сам фильм мне сказать нечего. Он слаб в моих глазах хотя бы потому, что я ни разу не заплакала. А уж как я рыдала на Хабенском в «Собиборе», и последние 40 минут «Единички», так тут в чате есть свидетели.
«Девятаев» - это красивое авиашоу и познавательная история, экскурс в тяжелое прошлое. Это пример отчаянного героизма, когда с фатальным «все одно – помирать», у человека отключается инстинкт самосохранения. Это хороший фильм для воспитания детей про предательство, идущее рядом с долгом, честью и совестью. Но снять фильм о войне так, чтобы вывернуло наизнанку, могло только поколение, эту войну прошедшее.
Нас воспитывали на трагедии и национальной боли войны, а для нынешних детей – это не более, чем увлекательная компьютерная игра. Память способная к регенерации и самоочищению, забывая все плохое, она замещает сознание приятными воспоминаниями. Но события, вроде поступка Девятаева и миллионов таких же отчаянных, бросавшихся на амбразуру, забывать нельзя. Ибо это и есть мерило осознанности и ответственности за свои поступки.
#прокино