Найти тему

Женское воспитание

Было и такое воспитание
Было и такое воспитание

Из моего сборника "Триста историй из советского детства"

Смотрю на педагогический состав 11 школы 2020 года. Из 57 учителей только 5 мужчин: физрук, военрук, трудовик, учитель информатики и психолог. Директор тоже женщина. Ничего не имею против женщин-учителей; наоборот, считаю, что они лучше учат, потому индивидуально подходят к каждому ученику, что особенно важно для младших классов. Однако есть много «но».

Смотрю на фото лучших учеников 11 школы за 30 лет. На 145 человек 25 мальчиков, 17%. В младших классах вообще все отличницы — девочки. В старших классах гендерный состав чуть выправляется: на четыре отличницы один отличник. Может, мальчики традиционно глупее девочек? Смотрим дальше. В вузы успешно поступают и те и другие, хотя девушки больше на гуманитарные, а парни — в технические. Среди ученых все наоборот: в мире научно-исследовательский состав на 72% мужской, в России мужчин в науке и того больше. Получается, мальчики не глупее девочек, но что-то в школьном образовании не так, если учатся они хуже.

Конечно, здесь накладывается множество факторов: непрестижность и низкая оплата учителей, из-за чего мужчины неохотно выбирают эту профессию и склонность женщин к гуманитарным профессиям, а не к абстрактному мышлению. И все же, когда в России мужчин-педагогов менее 10% (в младших классах вообще нет), а средний возраст учителей 46 лет, и девочки массово учатся лучше мальчиков, «что-то не так в датском королевстве».

Школьное преподавание ориентировано на девочек: запоминание, повторение, много теории в ущерб практике. Решение задачи разбивается на этапы, которые требуется озвучить. Нет побуждения к самостоятельному мышлению, нестандартным выводам. Смотрите на американское образование: сплошь самостоятельные доклады, выработка собственного взгляда.

Школа не только дает знания, но еще и воспитывает. Когда это воспитание тотально женское, оно напоминает неполную семью. Учителя внушают, что любую проблему можно решить мирно, без борьбы. Панически боятся драк, которые жизненно необходимы для воспитания мужчины. Если все же победил, требуют поделиться плодами победы, извиниться перед побежденным. Женское воспитание учит сохранять ресурсы, а не добывать их, желательно бесконфликтно. Это не развивает инициативу, желание что-то создать. Откуда появятся предприниматели, в которых остро нуждается страна?

В старших классах сейчас все ориентировано на сдачу ЕГЭ. Это не написание диплома или курсовых, как в вузе. Даже не доклада или хотя бы развернутого ответа на некую тему. Это лотерея, в которой побеждает тот, кто усвоил (точнее «заучил») максимальное количество материала. Для самостоятельных ответов просто нет места. Ученик натаскан на решение типовых задач. Он видит знакомую парадигму и использует готовый шаблон. Лучше всего это получается у девочек. Но в вузе, а тем более в жизни, задачи намного разнообразнее, шаблонов не хватит. Поэтому школьное «натаскивание» имеет отдаленное отношение к развитию ума, мышления, логики.

Хорошо, что в школе появились военно-спортивные классы. Это дает возможность внести хоть часть мужского гражданско-патриотического воспитания. Правда, настораживает военный уклон такого образования — еще один повод обвинить Россию в имперских настроениях. Впрочем, физические занятия занимают теперь минимальное время. Больше викторины, конкурсы встречи с ветеранами, форму шьют, уроки истории. Беготни со срыванием погонов, как в старой «Зарнице» нет, требования безопасности. Самое «опасное» мероприятие — смотр песни и строя. Все тоже женское воспитание, только с патриотическим уклоном. Но патриотический уклон странный, ставка только на ВОВ, как будто больше у России ничего не осталось. Опять же идеологическая накачка, запрещение собственного мнения. Как будто сверху дали команду «Патриотизм!», но не разъяснили, что делать. Вот воспитатели и переносят на детей свою ностальгию по юности, навязывают имперские настроения, транслируют свою растерянность перед настоящим и страх перед будущим. А дети воспринимают это, как игру. Для них ВОВ такая же история, как например, война 1812 года. И они не понимают, почему остальной мир по гроб должен России.

Полностью мои книги на Литрес