Довелось мне тут некоторое время назад слетать из Санкт-Петербурга в Москву на моем любимом Арбузике. В кои-то веки, а то все как ни полечу пассажиром, так все Суперджеты попадаются🤣. Рейс - один из первых утренних, да выходной день, то есть народу немного, чуть больше чем половинная загрузка. И погодка такая... "питерская" - нижний край метров 200, дождь и порывыстый ветер. Занял я свой любимый 24 ряд (при небольшой загрузке он пустой, а я не люблю соседей, даже в бизнесе) и понеслась. Буксировка, запуск, руление - это все неинтересно. А вот взлет!
Заревели двигатели, самолет побежал-побежал и... носом в небо! Вот прям по ощущениям как ракета вверх. Ноги выше головы. И при этом колбасит по страшному. В салоне тишина почти гробовая... Передо мной (на 23-м ряду) девушка повизгивает, а ее парень ее обнял и молчит! А я доволен - люблю когда вот так (не в смысле испуганных девушек). Интересненько. А потом - прошили облачность и вылезли к солнцу. И тут-то я ЭТО и услышал. Парень девушке говорит (орет, если честно), "успокаивает":
-Это очень опасный взлет! Командир дурак! Он хотел, наверное, поскорее вырваться из туч, но так как сделал он - так делать нельзя. Потому что на взлете важна скорость, особенно в такую погоду. А он задирал нос и эту скорость терял! Мы могли свалиться в штопор, просто чудо, что нам так повезло и мы выжили! Нужно будет написать жалобу!
И знаете, господа и дамы, о чем я думал в момент, когда он эту чепуху нес? А думал я о том, не пора ли мне купить новый ноутбук. И смогу ли я восстановить данные со старого, если разобью его о голову этого барана. Но сдержался. Однако, не ответить на эту глупую речь я тоже не могу:
1. Для начала о том, почему взлет был "носом в небо". Во-первых, это очень короткий рейс для А320, к тому же в базовый аэропорт. То есть топлива - самый минимум. Во-вторых, пассажиров примерно 2/3 от возможного и на таких рейсах очень многие без багажа. В итоге имеем взлетный вес тонн 60 вместо 76. А вот режим двигателей на взлете с мокрой полосы и в условиях возможного сдвига ветра - TOGA, то есть максимальный. Несложно ведь сложить 1+1, чтобы понять, что очень легкий самолет на максимальном режиме двигателей будет излишне резво набирать высоту (ну не нужна такая тяга при такой массе!)? А если уменьшить тангаж - будет слишком расти скорость, а она ограничена с выпущенной механизацией, роста скорости сверх ограничений (ссылка на статью об этом) допустить нельзя.
2. К тому же, на нашем А320 есть замечательная штука - SRS - Speed Reference System (система сохранения? контроля? скорости - переводчик я еще тот). Ее работа очень проста - она дает команды пилотам (при помощи Flight Directors - директорных планок) на выдерживание тангажа таким образом, чтобы при заданном режиме работы двигателей выдерживалась скорость V2+10 узлов. То есть тупое следование (а вы же помните, что в пилоты набирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных) командам SRS вполне убережет от потери скорости, несмотря на мнение молодого барана.
3. Ну а даже если... Даже если пилоты были бы настолько тупые, что не могли даже включить автопилот (он, кстати, умный и со своей работой прекрасно справляется) или тупо выдерживать тангаж по командам SRS. Знаете, что было бы? А я вот знаю. Н-И-Ч-Е-Г-О! Просто потому, что это Airbus A320. И, как и всякий А320, тот на котором летели мы с бараном, был оснащен чудесной функцией "the high angle of attack protection" (alpha protection) - защита от превышения предельно допустимого угла атаки. А работает она так - сколько ни тяни на себя сайдстик, автоматика ограничит отклонение руля высоты и НЕ ДАСТ самолету достигнуть опасного режима. Очень просто, очень надежно и очень безопасно!
Какой из всего этого вывод? Он прост - при попадании в такие условия пассажиры должны повизгивать не от страха, а от восторга. Все ж таки бесплатный (и безопасный) аттракцион!