Мы не виделись с Мариной всего несколько дней, а встретившись, не могли наговориться — обсуждали главное событие за неделю. Подруга не сдерживала эмоций: «Как же мне нравится Путин! Очень похож на моего отца. Сильный, умный. Ты слушала его Послание Федеральному Собранию? Всё разложил по полочкам, чётко разъяснил. Чувствует, чего от него хотят люди. Кстати, мои охламоны (Марина работает учителем в школе) тоже в курсе всего. Теперь подначивают друг друга, веселятся: «Эй ты, Шерхан! А кто там возле тебя крутится?». Литературные сравнения Путина всегда выстреливают в десятку».
Я улыбнулась. Какими же активными мы стали! Вспомнила, как в нашем журналистском кругу обсуждали выступление президента. Равнодушных не нашлось. Да и можно ли остаться в стороне? Слишком много нежданных перемен ворвалось в нашу жизнь за последний год: пандемия, экономический кризис, парадоксальные казусы в международной политике. Волей-неволей заинтересуешься.
Судя по всему, и моя подруга, что называется, прониклась. Может, потому, что у самой накипело. Предложение Путина упростить процедуру оформления алиментов восприняла «на ура». Сразу позвонила мне: «Ну как тебе? Давно уже надо было!». Кому-кому, а ей хорошо знакомы мытарства матерей, оставшихся без поддержки — хождения по кабинетам, кипы бумаг. Когда дома ждёт ребёнок, которого за неимением лишнего рубля не можешь ничем побаловать, это вообще выглядит как издевательство.
Жизненная история Марины из разряда часто встречающихся. Муж пил, гулял, скандалил. Когда разъехались, подала на алименты. И тут началась чехарда — бывший супруг с прежней работы уволился. Исполнительный лист вернулся назад. Какое-то время так называемый папаша обитал неизвестно где, наконец, объявился: «Здрасьте вам!». Только, оказалось, взятки с него гладки. В карманах ветер гуляет. На что живёт, непонятно. По сведениям общих знакомых, якобы занимается мелким нелегальным бизнесом. Так ли это, трудно сказать. Прошло полтора года — ни тпру ни ну. Одна поднимает сына.
«Ты представить себе не можешь, как это унизительно! — подруга даже раскраснелась. — Будто для себя что-то выпрашиваю. Какие ещё нужны справки, доказательства? Растёт парень — нужны средства, чтобы его одеть, обуть, как-то развивать. Иначе ничего не получается! Принцип «единого окна», считаю, правильный подход. Механизм выплаты алиментов обязан работать, как часы. Путин так и сформулировал: вопросы взыскания алиментов должны решаться удалённо при безусловном исполнении судебных решений. Президент словно мысли мои считал. К чему лишняя нервотрёпка? Родился ребёнок — этого факта уже достаточно! Думаю, все одинокие мамочки аплодируют стоя. Вчера гуляли с Антошкой во дворе. Соседи только о том и судачат».
Кофе давно остыл. А мы от проблем семейных сразу же перешли к школьным. Тема опять же близкая Марине (она преподаёт информатику в старших классах). Подруга даже рассмеялась, комментируя, как Путин раскритиковал авторов учебников по истории. «Хорошо, что президент не заглянул в другие. Хотя не мешало бы… Наверняка задал бы тот же вопрос: «Кто их писал?». Потому как в них бред, скука и куча заморочек».
Вот так за разговором пролетело время. Хотели поболтать о своём, о девичьем, а получилось обо всём понемногу. Договорились увидеться в ближайшие выходные. «Вчера читала Антошке «Маугли», — уже на ходу продолжила Марина (я вышла её проводить). — И знаешь, какие слова нашла? «Что есть, то уже было. То, что будет — только забытый год, вернувшийся назад». Киплинг, правда, великий. Домыслил, что жизнь — круговерть какая-то! Живём, живём… А на самом деле бежим по бессознательному кругу повторяющихся событий. Учёные, кстати, давно рассуждают о жизненных циклах, но, видать, не до всех доходит. Сколько безголовых, диву даёшься! Как ни объясняй — наступают на те же грабли. Прав Путин. Классику надо бы знать...»
Елена ЗОРИНА