Найти тему
ФамилиЁ

О раннем развитии или учить ли алфавит в 3 года.

На днях поссорилась с любимым мужчиной. Яблоком раздора выступила стратегия развития младшей дочери. По воспоминаниям супруга, в три он читал газеты, а в пять писал отцу письма. Принцессе же моей уже "почти четыре", а алфавит она не знает. Пичалька.

Тут для понимания проблемы необходимо небольшое лирическое отступление.

У нас с ним у обоих старшие (уже взрослые) умные, успешные дети. Ну справедливости ради, мой первый ребёнок мне не сын - он мой племянник. Но учитывая, что сестра с ребёнком долгое время сначала жила с нами, а потом через дом от нас, а любовь моя со своей первой семьёй с самого развода в разных городах, - тут мы с ним в равных весовых категориях. Ну то есть у обоих понимание о правильном и неправильном сложилось давно, было подтверждено многолетней практикой и устраивающим результатом.

И если мужчина мой в три читал газеты, то я в три декламировала Чуковского с табуретки. Но при этом у нас обоих высшее образование (мой красный диплом против его синего) , руководящая должность в анамнезе (ну тут моя семейная контора его реализатору федгоспрограммы, конечно, не конкурент) и, как я уже сказала, взрослые, умные, успешные дети.

В общем, нашла коса на камень... Спорили часа два. До хрипоты... Моей.

Чуковский против алфавита. Вернее даже сказать Чуковский в прочтении мамы против Чуковского, которого ребёнок может читать самостоятельно. Ну да, это, конечно, довод - "не надо к маме приставать", но мама-то не против, мама-то понимает, что ребёнку в три нужно взаимодействие со значимым взрослым, а не буковки пусть даже в совокупе с красивыми картинками.

Но. В результате дискуссии я купила ребёнку азбуку, а супруг обещал заниматься обучением Принцессы грамоте самостоятельно. Не могу сказать, что я согласилась с ЕГО точкой зрения, но если мужчина принимает на себя функционал отца, то он, безусловно, должен иметь право голоса. Поэтому... Карт-бланш. Почему бы и нет...

Та самая азбука
Та самая азбука

Но вся эта история натолкнула меня на мысль порассуждать вот о чем. Что есть такое "раннее развитие"? Это ли отдельные книжки/занятия/методики? Или это... нечто другое.

Гуляем
Гуляем

Последние несколько дней по случаю праздников и дополнительных выходных мы с детьми активно гуляем во дворе. Вернее сказать, вместе гуляем как раз мы с Принцессой, а старшие уже самостоятельные, им интереснее с друзьями, так что тусим мы в компании таких же малышей 2-6 лет, и вот наблюдаю я, так сказать, за дочерью в обычной среде обитания. И вижу следующее.

Дочь тянется к детям постарше - с ровесниками и чуть помладше ей не интересно. С одной стороны, конечно, у неё дома целых несколько старших сиблингов - она привыкла взаимодействовать именно с ними. А с другой стороны она не просто играет с девочками 4-5-6 лет - именно она, а не они, задаёт линию игры. И причина в этом проста - у неё речевое развитие и кругозор на уровне их возраста.

Но ведь я с ней отдельно не занимаюсь! Я же просто общаюсь с ребёнком. Правда, нон-стоп. Мы идём в сад и рассматриваем цветы /деревья. Заходим в магазин - обсуждаем профессии (пекарь, мясник и т. д). Одеваемся - проговариваем наш гардероб. Она слышит как старшие занимаются музыкой, а потому знает, что такое нота и отличает арфу от балалайки.

Вся наша математика ограничивается подсчётом ступенек и дележом (угощением) конфетами. Но дочь почти уверенно считает до 10, складывает и вычитает единицу в пределах пятерки, и сообразит, что трех конфет на всех не хватит, даже скажет, сколько ещё надо добавить.

Дочь качается на качелях, замечает тень, и тут же получает объяснение, как и почему тень появилась. Дочь слышит незнакомое слово и переспрашивая, что это, получает ответ. Дочь задумывает игру в три поросёнка и соображая, что им с подружкой для комплекта не хватает ещё двух игроков, идёт искать ещё друзей по площадке.

И можно даже не говорить про развитие моторики на горках, лесенках, каруселях, - а это тоже речь.

Таким образом, дочь не получает какого-то особенного развития, она просто живёт среди взрослых и старших детей. И тут включается простая формула : здоровый и умный ребёнок в "раннем развитии" не нуждается - знания и навыки он берет "из воздуха". Поэтому с ребёнком не надо "заниматься", ему просто нужно создать ту среду, в которой он "возьмёт" свое.

А азбуку дочь уже читала, несколько букв запомнила. Но это так... Дополнение. Потому как читать газеты в три - не самоцель. И пятерки в девять - не самоцель. И даже красный диплом вуза на достойную цель не тянет. Это все средства. А свои цели дочь будет определять самостоятельно.

ТТТТ