Найти в Дзене

Развитие памяти ребёнка: с какого возраста он всё запоминает

Память новорождённого ребёнка очень слаба. Он запоминает только то, что видит, и только на короткое время: минуту или две. Первое, что надолго останется в его памяти, — ваше лицо потому, что малыш видит вас почти постоянно. Кроме того, человеческая память работает на основе ассоциаций, а ваше лицо ассоциируется с его самыми частыми переживаниями: едой, безопасностью, объятиями и другими приятными ощущениями. Мозг новорождённого с первых дней жизни хранит все воспоминания, даже если не осознаёт их. Спустя несколько часов ребёнок уже не будет помнить о том, как вы подбежали к нему с объятиями после того, как он заплакал, но подсознательно будет знать, что, во-первых, плач — то, что нужно использовать в момент угрозы или несчастья, а во-вторых, он в безопасности, потому что на его потребности реагируют. Как развивается память младенца? Чем старше становится ребёнок, тем больше он запоминает. Исследования показывают, что в конце первого месяца жизни он способен узнать своего отца, которого
Оглавление

Память новорождённого ребёнка очень слаба. Он запоминает только то, что видит, и только на короткое время: минуту или две. Первое, что надолго останется в его памяти, — ваше лицо потому, что малыш видит вас почти постоянно.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Кроме того, человеческая память работает на основе ассоциаций, а ваше лицо ассоциируется с его самыми частыми переживаниями: едой, безопасностью, объятиями и другими приятными ощущениями. Мозг новорождённого с первых дней жизни хранит все воспоминания, даже если не осознаёт их.

Спустя несколько часов ребёнок уже не будет помнить о том, как вы подбежали к нему с объятиями после того, как он заплакал, но подсознательно будет знать, что, во-первых, плач — то, что нужно использовать в момент угрозы или несчастья, а во-вторых, он в безопасности, потому что на его потребности реагируют.

Как развивается память младенца?

Чем старше становится ребёнок, тем больше он запоминает. Исследования показывают, что в конце первого месяца жизни он способен узнать своего отца, которого не было дома в течение нескольких часов, особенно если видит его в одинаковых обстоятельствах. Регулярно повторяющиеся действия легче запоминаются, поэтому введение ритуалов в жизнь малыша способствует его умственному развитию.

В возрасте 3-4 месяцев младенец узнает лица братьев и сестёр или бабушки, но если он не видит её более двух недель, он её не помнит. В 5 месяцев он способен отличить знакомую игрушку от той, с которой никогда раньше не играл. Он узнает её даже после двух недель отсутствия, но после трёх недель будет относиться к ней, как к новой.

Вторые шесть месяцев жизни — следующий этап развития памяти. В возрасте 6-7 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя, что свидетельствует о том, что он запоминает его звучание. Он узнаёт картинки в книге, знает, где в комнате стоит телевизор и где находится его кроватка.

Способность запоминать окружающую обстановку может стать недостатком, когда вы отправляетесь в отпуск или к бабушке на выходные. Многие малыши чувствуют себя неуютно в чужом, незнакомом месте.

Примерно на 9-м месяце малыш начинает понимать, что то, что исчезает из его поля зрения, исчезает не насовсем, а просто продолжает существовать где-то в стороне. Вот почему он начинает плакать, когда вы выходите из комнаты.

Ребёнок в этом возрасте отличает знакомые лица от незнакомых и запоминает сложные действия, например, как открыть коробку — но только на один день. Он лучше запоминает более простые взаимосвязи, например, что игрушка замигает, если нажать на кнопку — особенно если он нажимает на кнопку сам, а не просто смотрит, как кто-то это делает.

Обучение путём подражания

В конце первого года жизни малыш уже запоминает жесты, которым охотно подражает (например, машет рукой на прощание), запоминает слова. Он не только понимает их значение и ассоциирует с предметами или лицами (знает, кто мама и где машина), но и умеет их повторять.

Он узнаёт ситуации и места, помнит, что собака издаёт звук «гав-гав», и подзывает её всякий раз, когда видит на прогулке домашнее животное (хотя и всё ещё не может отличить собаку от кошки). Он ещё не может надолго запоминать определённые события. Именно поэтому он не учится на своих ошибках и продолжает пытаться подняться по лестнице, хотя однажды с неё уже упал.

К первому дню рождения у ребёнка появляются любимые игрушки, он хорошо их помнит (поэтому, если они где-то потеряются, будьте готовы к небольшой истерике). Он знает, для чего используется телефон, и подражает жестам родителя, подносящего его к уху. Он помнит, куда положил игрушку, с которой только что играл, и воссоздаёт некоторые ситуации, например, пытается кормить плюшевого мишку ложкой или переодевать куклу, как это делаете с ним вы.

Подсознательная память ребёнка

Имитационная игра, которой ребёнок начинает обучаться в возрасте 11-12 месяцев, является основой для познания мира двух-трёхлетним ребёнком и обучения жизни в обществе. Малыш в этом возрасте играет дома, в детском саду, делает вид, что водит машину, разговаривает по телефону с воображаемым другом. Всё это свидетельствует о прекрасном чувстве наблюдательности ребёнка, а также о его способности запоминать образы и ситуации. Эта способность помогает ребёнку развиваться — учиться говорить, бегать, прыгать, рисовать.

Чем старше становится малыш, тем дольше сохраняется его память. Трёхлетний ребёнок может рассказать маме, что он сегодня делал в детском саду, но ему всё ещё трудно вспомнить, куда он с мамой ездил в отпуск два месяца назад.

Хотя ребёнок не всегда способен вспомнить о чём-то, многие воспоминания накапливаются в его подсознании. Они сформируют его личность и характер, заставят его любить или бояться чего-то в будущем (например, он может годами испытывать страх перед водой, потому что однажды в детстве свалился в озеро).

Сон способствует запоминанию

Мозг малыша обладает способностью хранить и систематизировать опыт, полученный в процессе деятельности. Таким образом, создаётся база знаний, которую ребёнок использует позже. Этот процесс происходит во время сна, поэтому младенцам его требуется больше — они засыпают после двух или трёх часов бодрствования, чтобы обработать все стимулы, которые их мозг получил за это время.

Что помнит ребёнок в каждом месяце жизни?

  • в первые дни жизни узнаёт голос матери и отличает его от постороннего голоса;
  • в 1-й месяц запоминает лицо матери, отличает родной язык от иностранного, легче запоминает раздражители, стимулирующие сразу несколько органов чувств;
  • в 3 месяца помнит свою игрушку в течение двух дней, но не узнает её, если увидит ту же игрушку, но другого цвета;
  • в 5 месяцев помнит, что погремушка издаёт звук, поэтому специально трясёт её, чтобы услышать его;
  • в 7 месяцев помнит игрушку в течение недели;
  • в 10 месяцев ищет предмет, который упал;
  • в 12 месяцев может ассоциировать слова с предметами, людьми и ситуациями и узнаёт знакомую мелодию;
  • в 2 года может собрать простой пазл из двух или трёх частей, узнаёт людей на фотографиях;
  • в 3 года знает стихи наизусть, помнит концовки сказок, может называть предметы, не глядя на них, а только ощупывая их форму.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам была полезна эта статья. Спасибо за внимание!