Девятаев на полигоне Пенемюнде
Истребитель старшего лейтенанта М.П. Девятаева был сбит за линией фронта 13 июля 1944 г., летчик попадает в плен.
После лагерей в г. Лодзь и Заксенхаузен» военнопленного Девятаева переводят на остров Балтийском острове Узедом, где узники трудились на полигоне «Пенемюнде».
Более подробно о летчике М.П. Девятаеве читайте на нашем канале «Знание истории России», ссылка дана в конце статьи.
Что из себя представлял полигон
Полигон был создан в 1937 г., располагался вблизи города Пенемюнде и был центром ракетостроения Германии. Наверное, не будет преувеличением сказать, что в годы войны, это был самый продвинутый центр в мире данного профиля. Именно здесь создавалось и испытывалось «оружие возмездия» – крылатая ракета Фау-1 и баллистическая ракета Фау-2.
Работами руководил немецкий конструктор ракетной Вернер фон Браун, который по совместительству был членом НСДАП и штурмбаннфюрером СС, то есть фашистом. Это не помешало ему в послевоенные годы стать «отцом американской космической программы».
При строительстве ракет и работах на полигоне активно использовались заключенные, доставляемые сюда их концлагерей. Приводятся данные, что при строительстве ракет Фау-2 погибло больше людей, чем от её боевого применения.
Решение о побеге
Учитывая важность данного центра для фашистской Германии, можно представить какой был здесь уровень секретности и охраны. Тем не менее, попав сюда, Девятаев принимает решение о подготовке побега. Формируется группа смельчаков, многие из которых ранее уже предпринимали попытки побега. Ранее рассматривался вариант совершить побег на лодке, но с появлением летчика Девятаева, было принято решение бежать на самолёте.
Как Девятаев изучал бомбардировщик Хейнкель He-111
Ракетный центр имел свой аэродром, на нём узники вели хозяйственные работы. Выбор пал на средний бомбардировщик Хейнкель He-111, который использовался для испытания ракет. Однако, Девятаев был летчиком истребителем, управление двухмоторным немецким бомбардировщиком ему предстояло как-то освоить. Летчик находил на свалке разбитых самолетов приборные доски He-111 и изучал их, находясь во время работ на аэродроме, наблюдал за действиями пилотов и техников.
Приводятся данные, что один летчик, находясь в кабине и желая «похвастаться» какой он «опытный пилот», демонстративно показал, изнеможенному узнику Девятаеву, который стоял рядом с самолетом, как запускаются двигатели бомбардировщика He-111. Своей «бравадой» он помог Михаилу Петровичу понять порядок подготовки самолета к взлету.
В итоге Девятаеву удалось освоить основные принципы управления He-111, чтобы решиться на его угон.
Суровые условия лагеря
Следует учесть, что был холодный февраль 1945 г., все происходило в хорошо охраняемом лагере военнопленных, где администрация лагеря всячески «терроризировала» истощенных и ослабленных военнопленных. Помогали в этом группы «заключенных-бандитов», которые сотрудничали с администрацией и в угоду коменданту лагеря, устраивали «самосуд» над «провинившимися». Когда таким «провинившимися» стал Девятаев, откладывать побег стало нельзя.
Рассказ том, как происходил побег, выходит за рамки данной статьи, читайте об этом в следующим материале нашего канала «Знание истории России».
Хотите иметь знания о ключевых событиях и личностях истории нашей страны, подписывайтесь на наш канал «Знание истории России»
Читайте на нашем канале:
Как советский летчик Девятаев оказался на секретном немецком испытательном полигоне ракет «Фау»
Как советский летчик Девятаев угнал бомбардировщик с немецкого полигона