Найти тему

С неба через мир в преисподнюю

«Полет Фауста и Мефистофеля» 1896 год.

Холст, масло.

Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Откуда творческие люди черпают сюжеты и вдохновение? Одному Богу известно… Всякие мысли приходят на ум на сей счет, глядя на дивное, загадочное произведении гениального художника Михаила Александровича Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» (1896 год. Холст, масло. Третьяковская галерея)

А. В. Морозов
А. В. Морозов

#Однажды_так_сошлось, что один из представителей династии промышленников Морозовых - Алексей Викулович- руководствуясь своим вкусом и веянием времени заказал художнику это полотно для готического кабинета в своей усадьбе.

На картине видим, как спешно мчат в предрассветном часе, простираются в седой дымке демонические кони. Змеятся лохматые гривы диких скакунов, их мощные копыта беззвучны. Жуткое, леденящее душу зрелище. А внизу, в пепельной тьме за стенами массивной крепости виднеется город, с возвышающимися готическими шпилями церковных соборов.

Реют на ветру плащи наездников. Жуток мертвенный облик и испепеляющий дьявольской чернотой плотоядный взор Мефистофеля. Его безмолвный спутник, заключивший с ним сделку, доктор Фауст, с мрачным застывшим взором, замершим сердцем, в диком отчаянии будто застыл. Измаялась проданная душа его.

Как тягостен и уныл полет в преддверии утренней зари. Жизнь, любовь, стремления и заботы, мечты и чаяния- как все это иллюзорно и эфемерно. Сколько бессмысленно мятущихся душ в этом древнем городе! Всё растает, как призрачный дым. Судорожно сжата рука доктора Фауста. И весь этот полет для него - в никуда, в бездну...

Коварная ухмылка выдает победное торжество Мефистофеля. Вьются, тянутся колючие кусты чертополоха- символа греха, скорби и божьего проклятья...

фрагмент картины
фрагмент картины

А вот что говорил сам Гёте об идее своего произведения, по мотивам которого построен сюжет картины:

«Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею хотел я воплотить в «Фаусте»? Как будто я сам это знаю и могу выразить! “С неба через мир в преисподнюю” — вот что я мог бы сказать на худой конец; но это не идея, это процесс и действие. Далее, если черт проигрывает пари и если среди тяжелых заблуждений непрерывно стремящийся ввысь к добру человек достигает спасения, то в этом, правда, есть очень действенная, много объясняющая, хорошая мысль. Но это не идея, лежащая в основе целого и пронизывающая каждую его отдельную сцену. В самом деле, хороша бы была шутка, если бы я пытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего “Фауста”, нанизать на тощий шнурочек одной единой для всего произведения идеи!»

И.Гёте.
И.Гёте.

Зачем и почему у заказчика картины выбор пал на этот глубокий философский сюжет, мы не узнаем. И неведомо какие мысли и раздумья бродили в его голове, навеянные каждодневным созерцанием этой картины в своих покоях.

А вам было бы уютно, если в вашем доме висели картины с демоническим сюжетом, о добре и зле, об их вечном и непримиримом противоборстве в сердце человека?

#искусство #живопись #история #гёте Фауст #Врубель #Картина_в_интерьере