Найти тему
Gem Space Media

Альфред Лин: трудные времена – это весело

Оглавление

Биография Альфреда Лина – предпринимателя, партнера Sequoia Capital и технологического инвестора №1 по мнению журнала Forbes

“Чем я увлечен и какова моя высшая цель? Я бы сказал, что мое призвание – помогать толковать видения, мечты предпринимателей о том, каким должен быть мир, и помогать строить бизнес на основе этих видений и мечтаний. Поэтому я решил стать венчурным капиталистом.” (с) Альфред Лин
Альфред Лин, партнер Sequoia Capital
Альфред Лин, партнер Sequoia Capital

Журнал Forbes ежегодно публикует Midas List – список 100 лучших технологических инвесторов. В этом году рейтинг впервые возглавил Альфред Лин. 48-летний американец подвинул с первого места могущественного “китайского дракона” Нила Шеня, который три года подряд признавался самым успешным венчурным капиталистом. Кто же он такой и как ему это удалось?

Встреча в Гарварде

“Я родился на Тайване и жил там до шести лет. Я был достаточно взрослым, чтобы помнить, что родился не в этой стране, но недостаточно взрослым, чтобы действительно понять, где я живу. Вырос я в Нью-Йорке и он моя родина.” (с) Альфред Лин
Альфред Лин и Тони Шей решили “тряхнуть стариной” и приготовить пиццу
Альфред Лин и Тони Шей решили “тряхнуть стариной” и приготовить пиццу

Эта история началась в Гарвардском университете. На одной из вечеринок в общежитии познакомились два студента - Альфред Лин и Тони Шей. Альфред, студент факультета прикладной математики, сын эмигрантов, который вырос в Нью-Йорке, и Тони, юноша из Иллинойса, будущий инженер-программист и чемпион мира в своей специальности. Молодых людей объединило не только общее происхождение – они оба выходцы из Тайваня, но и общая проблема – студентам вечно не хватало денег.

У Тони возникла идея – модернизировать и переоборудовать университетскую кафешку Quincy House Grill, которую он взял в аренду. Традиционно там подавали молочные коктейли, бутерброды и жареную картошку, но Шей подумал, что если поставить печь для пиццы, пару игровых автоматов, повесить телевизоры и крутить любимые фантастические фильмы, дела у заведения пойдут куда успешнее. Идея отличная, только нужно было все просчитать, а кто справится с этим лучше, чем студент-математик?

Альфред согласился помочь – перед обаянием и напором Тони устоять было трудно. Кафешка стала первым удачным совместным предприятием. Ребята держали ее два года, до тех пор, пока их пути временно не разошлись. Шей остался в Гарварде доучиваться, а Лин переехал в Калифорнию и продолжил образование в Стэнфордском университете на факультете статистики. Он даже поступил в аспирантуру, взялся за написание кандидатской и планировал с головой погрузиться в любимый мир цифр, но тут в его жизни снова появился неугомонный, фонтанирующий идеями друг.

Первый стартап – и точно в цель

“Наша команда – отражение предпринимателей, с которыми мы сотрудничаем: голодными, сверхуспешные людьми с глубоко укоренившейся потребностью побеждать. Многие из нас происходят из скромных семей. Многие из нас иммигранты. Многие создали или построили собственные компании, прежде чем присоединиться к Sequoia. Каждый из нас разделяет менталитет предпринимателя и знает, что значит идти по этому пути.” (с) Альфред Лин
Альфред Лин и Эштон Кутчер, Сан-Франциско, 2019
Альфред Лин и Эштон Кутчер, Сан-Франциско, 2019

После получения Гарвардского диплома 23-летний Тони несколько месяцев проработал в Oracle и ему там не понравилось, особенно показалась неприятной очень “своеобразная” корпоративная этика фирмы. В марте 1996-го он создал онлайн-рекламное агентство LinkExchange, которое работало по принципу баннерного обмена. Клиенты образовывали сеть, внутри которой обменивались рекламой и транслировали ее на сайтах друг друга. Шей пригласил Альфреда в фирму как финансового директора.

Уже через 3 месяца стартап объединил 20 тыс. веб-страниц и привлек внимание венчурных капиталистов. Майкл Мориц, управляющий партнер Sequoia Capital вписал начинающим бизнесменам чек на $2,7 млн за 25% долю в компании. Это было уже серьезно. Альфред, который поначалу работал неполный день, понял, что дальше совмещать учебу и бизнес не получится, кандидатскую пришлось отложить на неопределенное время. Спустя 18 месяцев после запуска проекта Microsoft приобрел LinkExchange за $265 млн. Это самая маленькая стоимость компании, к которой когда-либо в дальнейшем “приложит руку” Альфред Лин.

А ребята начали уговаривать своего серьезного инвестора отпраздновать победу очень легкомысленным образом – вместе с ними и коллективом фирмы принять участие в марафоне танца “Macarena”. И уговорили – он согласился. Альфреду было 25 лет, а Тони 23.

Вовремя распознать “единорога”

“Полезно иметь партнера, который поддержит в трудной, напряженной ситуации, а когда наступит затишье, он подстегнет и бросит вызов. Альфред знает секрет равновесия.” (с) Тони Сюй, DoorDash
-4

Стремительный успех окрылил друзей, на вырученные деньги они решили создать инвестиционный фонд – "инкубатор" стартапов. Альфред и Тони сняли старый, нет не гараж – автосалон. Отремонтировали, поставили компьютеры, диджейский пульт и звуковую аппаратуру, установили джакузи. Они назвали компанию Ventures Frogs по совету подруги, любительницы лягушек, да и A&T Found звучало слишком официально.

Партнеры стали встречаться со стартаперами и привлекать тех, у кого есть ценные идеи, в свой “инкубатор”. Они инвестировали в поисковик AskJeeves, MongoMusic, OpenTable, TellmeNetwork (приобретена Microsoft за $800 млн), несколько других технологических компаний. В 1999-м в Ventures Frogs за консультацией и в надежде на инвестиции пришел молодой предприниматель Ник Суинмерн. Его идея интернет-магазина ShoeSite.com по продаже обуви и аксессуаров в то время казалась диковинной. Нику уже отказали в нескольких фондах. Шей поначалу тоже сомневался в проекте, но Лин прислушался к аргументам бизнесмена: ежегодно по стране продается обуви на $40 млрд, 5% – через почтовые каталоги. Даже до появления интернета это примерно каждая 20-я пара.

Venture Frogs заключили контракт и инвестировали в стартап сначала $500 тыс. Через два года Тони и Альфред стали совладельцами фирмы, которая теперь называлась Zappos. Они вложили еще $1,5 млн и интегрировали в нее Venture Frogs. Поначалу у Zappos не было своих складов, она работала как торговая площадка, посредник между производителем и покупателем. Руководители сделали ставку на высокий уровень обслуживания, беспроблемный возврат товара в течение года, бесплатные звонки в колл-центр, носки в подарок и еще множество приятных мелочей.

Корпоративный конкурс поедания пирогов в Zappos – Альфред Лин
Корпоративный конкурс поедания пирогов в Zappos – Альфред Лин

Покупатели оценили такую политику и проголосовали долларом. В 2001-м оборот фирмы составил $8,6 млн, в 2003 – $70 млн, в 2005-м – $252 млн. Компания переехала в Лас-Вегас, арендовала склады, хранила и доставляла популярные модели собственной курьерской службой. Внутри Zappos постепенно начала складываться корпоративная культура, главной идеей которой было счастье – для сотрудников и клиентов. Позже Шей напишет об этом бестселлер “Доставляя счастье” (книга доступна на русском языке).

В том же 2005-м фирма получила предложение о слиянии от Джеффа Безоса. Тогда сделка не состоялась – Альфреда и Тони не устроили предложенные условия. Безос открыл конкурирующий онлайн-магазин обуви, но продажи Zappos продолжали расти и в 2008-м вышли на $1 млрд. В 2009-м владелец Amazon сделал повторное предложение. Шей и Лин согласились продать Zappos за $1,2 млрд, при этом сохраняя автономность и независимость, насколько это было бы возможно. Тони остался на посту генерального директора, а Альфред решил вернуться к венчурным проектам.

Лин объяснил свой поступок коллегам в подробном и откровенном письме , где рассказал, что сейчас его главная задача – сосредоточиться на благополучии жены Ребекки, “моего настоящего босса”, которая в то время ждала ребенка и беременность протекала сложно. Поэтому он возвращается в Кремниевую Долину и приступает к работе в качестве партнера в инвестиционном фонде Sequoia Capital, компании, к которой давно хотел присоединиться.

Партнер в Sequoia Capital

“Будь вы основатель стартапа или венчурный инвестор, вы не должны заботиться о том, что другие считают захватывающим или чрезмерным. Проведите исследование и думайте своей головой. Помните, всегда есть вероятность, что на долгом пути вперед компания будет проходить циклы любви и ненависти, взлетов и падений.” (с) Альфред Лин
Альфред и Ребекка Лин
Альфред и Ребекка Лин

Альфред Лин пришел в Sequoia в первую очередь как строитель компаний. Тот, кто знает как объединить мечтателей-предпринимателей и прагматиков-инвесторов, ведь он уже выступал в обеих ролях и добился успеха. Он вкладывал в Kiwi, Uber, Houzz, Romotive, но с тридцатого на первое место Midas List его вознесли две, самые удачные, сделки.

Лин увидел перспективы в никому не известном сервисе аренды жилья Airbnb и был первым, кто сделал внушительную инвестицию в стартап – $600 тыс. Он не только выписал чек, он лично работал наравне со всеми один день в неделю. В период пандемии инвестор вплотную сотрудничал с основателями компании, проводил zoom-конференции, помогал сокращать расходы, гасить долги, увольнять сотрудников, разворачивать бизнес в сторону внутреннего туризма. По словам Брайана Чески: “Он вышел из ситуации героем, а не злодеем, несмотря на то, что иногда приходилось принимать очень трудные решения.”

Сервис доставки готовых блюд из кафе и ресторанов DoorDash заинтересовал инвестора еще когда базировался в комнате общежития Стэнфордского университета. Создатели платформы обратились к Альфреду за советом – как масштабировать компанию при ограниченном бюджете? Он поддержал стартап на этапе первого раунда. В период пандемии DoorDash процветала, тем не менее основатели чувствовали себя неуверенно из-за состояния ресторанного бизнеса в целом. Лин успокоил сотрудников, помог организовать бесплатную доставку для персонала скорой помощи, больниц и волонтеров.

К сожалению, 27 ноября 2020-го в возрасте 46 лет не стало близкого друга и делового партнера нашего героя, Тони Шея. Это событие потрясло бизнес-сообщество США, а для Альфреда было личной трагедией. Лин опубликовал в Forbes трогательное прощальное письмо.

Так совпало, что буквально через две недели двое его самых главных подопечных вышли на IPO. 8 декабря DoorDash разместила акции на бирже и была оценена примерно в $59 млрд. На следующий день начались торги по Airbnb, которые закончились на отметке $103 млрд. Только эти два результата принесли Альфреду Лину и Sequoia Capital $21 млрд и первое место среди венчурных инвесторов.

По словам Лина, его родители мечтали, что он посвятит себя науке, сделает академическую карьеру математика-статистика. А мама до сих пор надеется, что сын закончит докторскую. Но наш герой предпочел применять свои аналитические способности, умение просчитывать все до мелочей, завидную интуицию на практике, потому что верит в технологии и на своем опыте убедился, что они действительно могут менять наш мир. И у него это прекрасно получается.

Еще почитать:

-7

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!