Найти в Дзене

Эль Шкандаль

(книга «Четверть века»)

Одна небольшая трагикомичная история из недавнего прошлого. Про определённую категорию своеобразных военнослужащих с чересчур уж излишней инициативой.

Было это в 2009 году. В период 4 - 6 июня в Санкт-Петербурге проходил ежегодный всемирный экономический форум. К этому знаменательному событию по личному приглашению Дмитрия Медведева, который в то время был президентом страны, в город на Неве с официальным визитом прибыл индийский ракетный фрегат "Беас". И так как он был приглашён лично президентом России, то и должен был своим появлением продемонстрировать всему миру дружественные отношения с Россией, как надёжный военный и экономический союзник.

Индийский фрегат "Беас" в Санкт-Петербурге 2009г.
Индийский фрегат "Беас" в Санкт-Петербурге 2009г.

Подготовка к этому визиту началась задолго - ещё за месяц! Это так – простому досужему обывателю – на первый взгляд может показаться, что работа военного дипломата легка и непринуждённа. Знай только "пиарься" на телеканалах со своими интервью, да крутись среди местного политического истеблишмента, нюхай розы известности и срывай с обильных веточек популярности свои сладкие ягодки и радостно вкушай, вкушай, вкушай… пока голова не закружится...

С индийской территории спускаюсь на Родину.
С индийской территории спускаюсь на Родину.

Но это так кажется только на первый взгляд. На самом деле наша работа - это самый настоящий айсберг. Самого тяжелого и рутинного в нашей работе как раз-таки и не видно, и всё её исподнее скрыто под толщей ледяной воды внешнего лоска и легкой непринуждённости.

В редкие минут затишья между мероприятиями.. попозировал с чужой "берданкой".
В редкие минут затишья между мероприятиями.. попозировал с чужой "берданкой".

Организовать визит иностранного корабля на государственном уровне тоже не просто. В тех условиях (бездумной оптимизации и массового сокращения вооруженных сил графом Табуреткиным) международная служба базы резко сократилась до одного человека. Так что получился, что начальник стал и жнец и кузнец и сам себе ... пинцет. А задачи по организации и обеспечению никто не отменял, не взирая на всю эту чёртову "оптимизацию". Итак получилось, что пришлось одному организовывать и контролировать. Я еще раз подчеркну - организовывать, а не лично самому непосредственно всё выполнять! Итак.

Прежде чем корабль войдет в наши территориальные воды, нужно согласовать точную дату и время входа в эти воды, заодно оповестив об этом наши пограничные и иные службы. Да ещё выслать к границе наших территориальных вод боевой корабль такого же класса, что и корабль гостя для его встречи и сопровождения. И вот корабль дошёл до Кронштадта, а дальше ему надо прибыть в Санкт-Петербург, пройдя по морскому каналу. А корабль по каналу проводит наш лоцман. Опять же - требуется согласование и планирование с лоцманской службой Морского порта. Но боевой корабль легко управляем только на открытом просторе, а в узкости – то есть в канале или в устье Невы, да ещё и при сильном течении он ведёт себя, как пьяный слон в посудной лавке. И вот для этого ему на помощь приходят портовые буксиры, которые ведут корабль словно бычка на верёвочке – растягивая его вдоль русла реки. Один тянет за нос, другой- оттягивает за корму.

Буксирам тоже нелегко удержать фрегат на быстром невском течении...
Буксирам тоже нелегко удержать фрегат на быстром невском течении...

И эти буксиры тоже надо предварительно заказать (а это Вам не такси по телефону вызвать) и выставить их в нужное время и в нужной точке рандеву. И вот корабль походит к причалу, где его ждет уже швартовая команда, которую надо предварительно проинструктировать и натренировать. А в этот торжественный момент швартующегося гостя встречает наш духовой оркестр – согласно дипломатического этикета – громкой национальной (согласно страны визита) музыкой. Как Вы догадались - оркестр надо не только заказать, но даже и управлять. Где встать на причале, чтобы не мешали швартовой команде и чтобы никого ненароком не зашибло, когда и что надо начинать играть. Ну а как играть - это уже прерогатива дирижёра оркестра.

Швартовая команда в действии.
Швартовая команда в действии.

И вот корабль уже стоит у причала, устало скрипя швартовыми, уже спущен трап и у него и его команды наступает новый этап жизни – стоянка в иностранном порту. А кораблю и экипажу конечно же нужна водичка - как питьевая, так и промышленная. Приходится заказывать и это.

Всё ошвартовано... наступает пора протокольных мероприятий...
Всё ошвартовано... наступает пора протокольных мероприятий...

А чтобы корабль был чистым и аккуратным, то и мусор с него надо непременно забирать и вывозить, а ещё необходимо извините за интимную подробность, откачивать так называемые льяльные воды. А чтобы корабль нормально жил – то его, хороняку, надо ещё подключить и к промышленной электроэнергии с берега. Ещё до кучи надо организовать своевременную доставку провианта и пополнение иных запасов (например, дозаправку дизельным топливом).

Давать указания и быстро реагировать на резко изменяющуюся обстановку  приходится постоянно. А сзади - оранжевый катер лоцманской службы.
Давать указания и быстро реагировать на резко изменяющуюся обстановку приходится постоянно. А сзади - оранжевый катер лоцманской службы.

Конечно же, этим занимается агентирующая компания. Но весь фокус в том, что нужно подобрать нормальных агентов, чтобы они изрядно выполнили взятые на себя обязательства. Организовать охрану и защиту иностранного корабля, как с берега, так и с воды – ибо принимающая сторона отвечает и за саму безопасность дорогого гостя. А потом нужно устроить личную протокольную встречу на высшем уровне с Губернатором Санкт-Петербурга и протокольную встречу с Командиром Ленинградской Военно-Морской Базы. А для этого нужно будет формировать автомобильный кортеж с мигалками для командира корабля, Посла и Генерального Консула той страны, которую представляет корабль. Согласно дипломатическому этикету придётся ещё организовать торжественный ответный визит наших государственных персон на борт корабля с обязательным официальным обедом. А потом ещё будет и организация вечернего приёма на борту корабля (с доставкой различных ВИП-гостей).

На вечернем официальном приёме в кругу друзей.
На вечернем официальном приёме в кругу друзей.

А для офицеров и матросов корабля необходимо придумать не только несколько экскурсий по городу и по известным музеям Петербурга, но и организовать торжественное мероприятие на Пискарёвском Мемориальном кладбище с возложением венков погибшим жителям и защитникам Ленинграда. А для этого нужны туристические автобусы и тоже в сопровождении мигалок. А всем водителям автомобилей и автобусов из кортежей тоже хочется и есть и пить – и поэтому организация их питания тоже лежит на плечах Начальника международного отдела. А органы МВД по настоятельной просьбе военно-дипломатического корпуса, обязаны на весь трехдневный период стоянки корабля оберегать прилегающую к причалу территорию. И за их деятельность Начальник отдела тоже несёт ответственность. А если учесть огромный наплыв гостей, желающих посетить корабль и осмотреть его, то сами понимаете - какой груз ответственности вдруг обрушивается не только на военно-дипломатический корпус базы, но и на службы охраны и сотрудников питерского МВД... ну вот как-то так... конечно же без помощников от Корпуса Петра Великого или других структур тут просто физически не обойтись. Просто после каждого визита еще неделю снятся все эти мероприятия. Ведь как это ни пафосно не звучало, но в каждый визит приходится вкладывать и душу и отдаваться работе на все сто... и ты не имеешь права даже на самую маленькую ошибку... Иначе всё полетит в преисподнюю с таким же грохотом, как те самые детские горшки в фильме «Операция «Ы», когда персонаж Георгия Вицина из белоснежной никелированной стопки выдернул самый нижний предмет… одна ошибка и - иди на пенсию отдыхать. Это я в вкратце описал основные работы и мероприятия на визитах корабля с одной лишь целью (нет, не попонтиться или показать "геройство"), а просто я приподнял завесу, за которой скрывается то, что не видно в обыденной жизни.

Интревью по случаю захода индийского фрегата.

И вот спустя месяц наконец-то на горизонте появляется долгожданный иностранный гость... Ну а потом наступает самый чёс и та самая работа, когда надо постараться заставить эту разномастную структуру ожить и безупречно действовать с точностью до минуты, чтобы у всех окружающих создалось именно то самое ощущение, что военно-дипломатическая служба - сплошная малина земляничная. Вот в этом и состоит мастерство в нашей работе. И к тому же под ногами вечно мешаются всякие там проверяющие, сочувствующие и завидующие из различных штабов и прочих управлений... ах да! Я же совсем забыл про средства массовой информации, с которыми тоже надо быть и лояльными (не льяльными) и которых непременно надо держать как хищника в цирке - непременно на тумбе.

И вот всё уже подготовлено и индийский ракетный фрегат, обогнув Европу, спешил Балтийским морем к нам - в Питер. И когда ему оставалось идти ровно сутки, как вдруг случилось непредвиденное. Один из "паркетных" адмиралов из Главного штаба ВМФ в Москве к своему ужасу внезапно и вдруг как-то прознал, что в тот период, когда будет проходить экономический форум, на котором запланировано присутствие большое число высокопоставленных иностранных государственных лиц в достославный Петербург оказывается зайдёт целый иностранный боевой корабль да ещё и с ракетным вооружением на борту, да ещё и без согласования с самим "паркетником".

Паника и "эль шкандаль" поднялись в московском морском штабе невообразимые. И тут же было дано приказание поставить на стоянку иностранный корабль в... Кронштадт. Прямо на территории нашей военно-морской базы в нарушение всех мыслимых и немыслимых законов и распоряжений! А вот так! Волюнтаристски (или волюнтаристически) – просто со страху и от вопиющей безграмотности!

И все аргументы против этого, со ссылкой на официальное постановление Кабинета Министров о запрете захода иностранцев на российские острова Финского залива с гневом и раздражением отметались! При этом адмиралом прозрачно намекалось на неотвратимые последствия в случае игнорирования его приказания! Ну и что прикажете делать? Корабль ведь идёт! И идёт по приглашению самого президента, а тут внезапно развернулась безграмотная самодеятельность «паркетника».

«Паркетниками» в прежние времена назывались такие генералы-адмиралы, которые при главных и генеральных московских штабах служили с самых своих лейтенантских погон. Ну, потому что папики у них тоже были генералами да маршалами. И поэтому эти полководцы и флотоводцы (коих можно было пересчитать на пальцах одной руки – справедливости ради да будет сказано), прошедшие "суровую штабную службу" в коридорах московских штабов от маленьких звездочек до лохматых пауков на позолоченных погонах умели лихо маневрировать только по штабному паркету. И в силу своего искреннего внутреннего ощущения бесполезности, но наделённые некой властью, они всё-таки иногда пытались что-нибудь скомандовать этакое... Вот такое случилось и на этот раз. Тупо и решительно было приказано запретить заход корабля ВМС Индии в центр Санкт-Петербурга и отправить его в Кронштадт, ибо... а вдруг!..

Из-за этого вся программа официального визита, утверждённая в самом Министерстве Иностранных Дел, летит в преисподнюю, а России грозит международный скандал и непоправимый урон имиджу! Но «паркетнику» уже всё равно! Его понесло (или пронесло)! И отступать ему уже не комильфо даже перед самим собой!!!

Встреча с военно-морским атташе Индии на причале перед прибытием фрегата
Встреча с военно-морским атташе Индии на причале перед прибытием фрегата

И поэтому пришлось пойти на хитрость и встретиться с Генеральным Консулом Индии в Санкт-Петербурге. Ему в вежливой форме были даны заверения, что, несмотря на изменение места стоянки Вашего ракетоноснейшего из ракетоносных фрегатов, мы организуем все официальные и неофициальные мероприятия на самом высоком уровне, но не в Питере, а, извините – в Кронштадте. Генеральный Консул очень расстроился от такой новости, на том мы и расстались, предварительно немножко пошептавшись так сказать без свидетелей.

На фрегате есть даже настоящий голубой вертолет... мне пришлось временно стать волшебником...
На фрегате есть даже настоящий голубой вертолет... мне пришлось временно стать волшебником...

И вот по возвращению в штаб базы, там всё уже гудело, как в опрокинутом улье, потому что ещё худшие события стали развиваться на просторах паркета Главного московского штаба, когда из Кремля к ним прилетело легкое президентское недоумение… Ну а до нашей базы дошла только мёртвая зыбь в виде «паркетного» вопроса, пронизанного глубокой досадой и детской обидой:

«А кто это у вас там такой умный сообразил всё накапать Послу Индии?»

Оказывается Генеральный Консул, как мы и договорились, через своего Посла дошёл до нашего президента и как бы невзначай поинтересовался, а чем же всё-таки вызвана необоснованная смена стоянки корабля, который Дмитрий Анатольевич лично пригласил в Россию в качестве почётного гостя?..

В общем, следующим утром корабль ошвартовался там, где ему и было положено - на набережной Лейтенанта Шмидта. Программа визита, как мы говорили «покатилась по нашей наклонной» - то есть не отступая ни на йоту, соблюдая строгие временные рамки и запланированные мероприятия...

"Беас" покидает Санкт-Петербург
"Беас" покидает Санкт-Петербург

А о том "паркетно-инициативном" адмирале-перестраховщике, испугавшегося одинокого индийского фрегата в центре Санкт-Петербурга с тех самых пор «президентского недоумения» больше никто и не слышал…

© Алексей Сафронкин 2021

Другие истории из книги «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА» Вы найдёте здесь.

Если Вам понравилась история, то подписывайтесь на канал, и не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями.

Описание всех книг канала находится здесь.

Примечание: текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены с личного согласия автора.