Деятельность и совместная жизнь людей невозможны без и вне их отношений друг к другу. Общество, выражает всю сумму связей и отношений, в которых находятся люди.
Что такое отношения? Что представляют собой общественные отношения? Какова природа межличностных отношений?
Общественные отношения являются необходимой формой организации, в рамках которой реализуется деятельность людей. Общественные отношения делятся на:
-экономические (отношения между людьми в сфере производства, распределения и потребления материальных благ);
-политические (отношения по поводу политической власти);
-правовые (отношения, связанные с юридическими законами или правовыми нормативами);
-нравственные (отношения по поводу морального принципа или морального поступка);
-эстетические (отношения, связанные с искусством, пониманием прекрасного).
Социальные взаимоотношения складываются по поводу реализации социального взаимодействия, которое возникает между людьми, занимающими различное положение в обществе, или социальными группами.
Имеет большое значение следующее положение: общественные отношения носят безличный характер, но в своем конкретном проявлении они приобретают «личностную окраску». Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданости образцов поведения, а оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя. Диапазон возможностей для каждого человека- основа для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений.
Итак, межличностные отношения- субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения среди прочих имеют поведенческий аспект, который включает поступки людей, речевые действия, используемые невербальные средства и конкретные результаты деятельности.
Люди, вступающие во взаимодействие, стремиться дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Как происходит проникновение во внутренний мир другого? Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, манера поведения — все это характеризует человека с точки зрения его психического состояния, готовности вести разговор, уровня его культуры и т.д. Перцепция (чувственное восприятие) будет более эффективным, если в ней принимают участие такие механизмы, как идентификация, рефлексия, эмпатия.
То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность.
Известно, что в процессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как при первой встрече основная роль отводиться различным устойчивым схемам восприятия и оценки другого человека. В психологической литературе описывается 3 наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. В каждой схеме срабатывает вполне определенный фактор, так или иначе присутствующий в ситуации знакомства.
Фактор превосходства начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда один из участников группы ощущает превосходство другого по важному для него параметру- уму, материальному положению, росту и др.) В этом случае человек, который превосходит другого по важному параметру, оценивается этим другим значительно выше и по остальным значимым параметрам. Другими словами, происходит его общая личностная переоценка.
Фактор привлекательности связан с восприятием члена группы как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека партнер переоценивает и по другим важным психологическим и социальным параметрам.
Фактор отношения срабатывает тогда, когда человек чувствует характер отношения к себе участника группы. Ошибка восприятия в данном случае проявляется в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные для него идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.
Следует иметь в виду влияние на восприятие другого человека социальных стереотипов, то есть устойчивых образов или представлений о людях, свойственных представителям той или иной социальной группы. Социальные стереотипы могут быть этническими, профессиональными, религиозными, половозрастными.
На процесс восприятия другого человека с целью решения вопроса о собственном поведении существенное влияние оказывают такие личностные особенности воспринимающего, как жизненный опыт, уровень самооценки, психическое состояние в момент восприятия другого и т.п.
Восприятие другого человека всегда неразрывно связано с эмоциями. Одни люди производят на человека благоприятное впечатление, а другие вызывают антипатию.
Проявление межличностных отношений в коллективе имеет различные формы и направленность, что вызывает разную поведенческую реакцию человека.
Формы проявления симпатии и возможные поведенческие реакции позитивной направленности:
а) межличностная привлекательность, подразумевающая взаимность, приветливость, доброжелательность в отношениях. Наличие межличностной привлекательности приводит к тому, что сотрудник оказывает другим членам группы знаки внимания, чаще одобряет их поведение и действия, готов оказать помощь и поддержку в случае необходимости;
б) популярность — это степень привлекательности индивида для окружающих. Отличие популярности от привлекательности в том, что популярность связана с групповой оценкой. Безусловно, популярность полезна каждому сотруднику, но она необходима прежде всего руководителю;
в) межличностная совместимость- взаимное принятие партнеров по работе, основанное на оптимальном сочетании совместных заданий индивидуально-психологических характеристик личностей. Межличностная совместимость, как по «горизонтали», так и по «вертикали» приводит к удовлетворенности сотрудников результатами и, что главное, процессом взаимодействия.
Реакции негативной направленности:
а) реакция амбиции- стремление человека принизить в глазах коллег одного из членов группы, одновременно подчеркнув собственный вес, собственную значимость;
б) реакция самодовольства- получив какие-либо блага (материальные или духовные), человек хвастается этим перед другими членами группы;
в) реакция зависти- став свидетелем неоспоримого успеха кого-либо из коллег, человек, не скрывая этого, «кривится»;
г) реакция злорадства- видя неудачу или провал в действиях коллеги, человек радуется;
д) реакция захвати (экспансии)- при появлении в поле видимости каких-либо ценностей или привилегий, которые должны быть распределены между всеми членами группы, человек первым претендует на эти блага вне зависимости от реальных заслуг;
е) реакция агрессии- оскорбления, угрозы и т. п. Жестокость действий при этом не соизмерима с ситуацией;
ж) реакция безразличия- равнодушное, бесстрастное отношение к физическим или духовным страданиям другого человека.
Подводя итоги анализу межличностных отношений и их роли в поведении личности в группе (коллективе), еще раз подчеркну важную мысль: специфическая черта межличностных отношений- их эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения весьма динамичны и определяются многими внешними и внутренними факторами.