Найти в Дзене

Межличностные отношения сотрудников и их влияние на организационное поведение

Деятельность и совместная жизнь людей невозможны без и вне их отношений друг к другу. Общество, выражает всю сумму связей и отношений, в которых находятся люди. Что такое отношения? Что представляют собой общественные отношения? Какова природа межличностных отношений? Общественные отношения являются необходимой формой организации, в рамках которой реализуется деятельность людей. Общественные отношения делятся на: -экономические (отношения между людьми в сфере производства, распределения и потребления материальных благ); -политические (отношения по поводу политической власти); -правовые (отношения, связанные с юридическими законами или правовыми нормативами); -нравственные (отношения по поводу морального принципа или морального поступка); -эстетические (отношения, связанные с искусством, пониманием прекрасного). Социальные взаимоотношения складываются по поводу реализации социального взаимодействия, которое возникает между людьми, занимающими различное положение в обществе, или социаль

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Деятельность и совместная жизнь людей невозможны без и вне их отношений друг к другу. Общество, выражает всю сумму связей и отношений, в которых находятся люди.

Что такое отношения? Что представляют собой общественные отношения? Какова природа межличностных отношений?

Общественные отношения являются необходимой формой организации, в рамках которой реализуется деятельность людей. Общественные отношения делятся на:

-экономические (отношения между людьми в сфере производства, распределения и потребления материальных благ);

-политические (отношения по поводу политической власти);

-правовые (отношения, связанные с юридическими законами или правовыми нормативами);

-нравственные (отношения по поводу морального принципа или морального поступка);

-эстетические (отношения, связанные с искусством, пониманием прекрасного).

Социальные взаимоотношения складываются по поводу реализации социального взаимодействия, которое возникает между людьми, занимающими различное положение в обществе, или социальными группами.

Имеет большое значение следующее положение: общественные отношения носят безличный характер, но в своем конкретном проявлении они приобретают «личностную окраску». Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданости образцов поведения, а оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя. Диапазон возможностей для каждого человека- основа для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений.

Итак, межличностные отношения- субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения среди прочих имеют поведенческий аспект, который включает поступки людей, речевые действия, используемые невербальные средства и конкретные результаты деятельности.

Люди, вступающие во взаимодействие, стремиться дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Как происходит проникновение во внутренний мир другого? Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, манера поведения — все это характеризует человека с точки зрения его психического состояния, готовности вести разговор, уровня его культуры и т.д. Перцепция (чувственное восприятие) будет более эффективным, если в ней принимают участие такие механизмы, как идентификация, рефлексия, эмпатия.

То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые между ними складываются, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность.

Известно, что в процессе длительного общения отношения людей становятся очень индивидуальными, с трудом поддающимися какой-то схематизации, в то время как при первой встрече основная роль отводиться различным устойчивым схемам восприятия и оценки другого человека. В психологической литературе описывается 3 наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. В каждой схеме срабатывает вполне определенный фактор, так или иначе присутствующий в ситуации знакомства.

Фактор превосходства начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда один из участников группы ощущает превосходство другого по важному для него параметру- уму, материальному положению, росту и др.) В этом случае человек, который превосходит другого по важному параметру, оценивается этим другим значительно выше и по остальным значимым параметрам. Другими словами, происходит его общая личностная переоценка.

Фактор привлекательности связан с восприятием члена группы как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека партнер переоценивает и по другим важным психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения срабатывает тогда, когда человек чувствует характер отношения к себе участника группы. Ошибка восприятия в данном случае проявляется в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные для него идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.

Следует иметь в виду влияние на восприятие другого человека социальных стереотипов, то есть устойчивых образов или представлений о людях, свойственных представителям той или иной социальной группы. Социальные стереотипы могут быть этническими, профессиональными, религиозными, половозрастными.

На процесс восприятия другого человека с целью решения вопроса о собственном поведении существенное влияние оказывают такие личностные особенности воспринимающего, как жизненный опыт, уровень самооценки, психическое состояние в момент восприятия другого и т.п.

Восприятие другого человека всегда неразрывно связано с эмоциями. Одни люди производят на человека благоприятное впечатление, а другие вызывают антипатию.

Проявление межличностных отношений в коллективе имеет различные формы и направленность, что вызывает разную поведенческую реакцию человека.

Формы проявления симпатии и возможные поведенческие реакции позитивной направленности:

а) межличностная привлекательность, подразумевающая взаимность, приветливость, доброжелательность в отношениях. Наличие межличностной привлекательности приводит к тому, что сотрудник оказывает другим членам группы знаки внимания, чаще одобряет их поведение и действия, готов оказать помощь и поддержку в случае необходимости;

б) популярность — это степень привлекательности индивида для окружающих. Отличие популярности от привлекательности в том, что популярность связана с групповой оценкой. Безусловно, популярность полезна каждому сотруднику, но она необходима прежде всего руководителю;

в) межличностная совместимость- взаимное принятие партнеров по работе, основанное на оптимальном сочетании совместных заданий индивидуально-психологических характеристик личностей. Межличностная совместимость, как по «горизонтали», так и по «вертикали» приводит к удовлетворенности сотрудников результатами и, что главное, процессом взаимодействия.

Реакции негативной направленности:

а) реакция амбиции- стремление человека принизить в глазах коллег одного из членов группы, одновременно подчеркнув собственный вес, собственную значимость;

б) реакция самодовольства- получив какие-либо блага (материальные или духовные), человек хвастается этим перед другими членами группы;

в) реакция зависти- став свидетелем неоспоримого успеха кого-либо из коллег, человек, не скрывая этого, «кривится»;

г) реакция злорадства- видя неудачу или провал в действиях коллеги, человек радуется;

д) реакция захвати (экспансии)- при появлении в поле видимости каких-либо ценностей или привилегий, которые должны быть распределены между всеми членами группы, человек первым претендует на эти блага вне зависимости от реальных заслуг;

е) реакция агрессии- оскорбления, угрозы и т. п. Жестокость действий при этом не соизмерима с ситуацией;

ж) реакция безразличия- равнодушное, бесстрастное отношение к физическим или духовным страданиям другого человека.

Подводя итоги анализу межличностных отношений и их роли в поведении личности в группе (коллективе), еще раз подчеркну важную мысль: специфическая черта межличностных отношений- их эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения весьма динамичны и определяются многими внешними и внутренними факторами.