Небо, само собой, является родиной самых крутых фаллических божеств. И во главе любого пантеона, разумеется, будет стоять бог-Солнце. Солнце это, пожалуй, самое лучшее, благосклонное и демократичное божество, какое человечество могло бы себе представить. Злобные и обидчивые семитские боги, постоянно воюющие олимпийцы, разрушительные божества индуизма — напридумывали на свою голову. А Солнце — оно просто есть и светит каждому. И тому, кто его любит, и тому, кто его ругает, и тем, кому все равно. Солнце светит и святому, и грешному, и прилежному, и ленивому. Даже Гитлеру солнышко светило. Солнце выступает в роли единственного однозначного источника жизни и энергии в нашем мире. Да, через миллиарды лет ситуация изменится, но это не наша проблема.
Что же тогда хтонь небесная? Есть несколько красивых вариантов. Допустим, противоположностью Солнца является Луна. Но Луна, не взирая на ее пустые, безжизненные массивы, никогда не считалась чем-то хтоническим. Не было такой грани у греческой Селены. Более того, у римлян Артемида и Селена сливаются в богиню Диану, дав на выходе вполне оформившуюся Сэйлормун.
Может быть, оппозиция Солнцу это ночь? Уже ближе к истине. Нюкту хотя бы можно вписать в ряды хтонических богинь. По Гесиоду, она стала матерью Танатоса и Харона, а сама относится к числу одних из самых первых стихийных сил, возникших в нашей реальности. У орфиков Нюкта возникла даже раньше Хаоса. При этом никакого оформленного культа Нюкты не существовало, в лучшем случае возводили отдельные алтари в храмах более значимых божеств. Кое-какая религиозная практика вокруг богини ночи оформляется у римлян, но им вообще палец покажи — они и ему поклоняться начнут.
Нюкта-ночь очень похожа на Гекату-землю. Да, хтонь, но далеко не предел. А если мы возьмем лопату и начнем копать в небо? Мы попадем в космос. Космос — вот подлинная хтоническая оппозиция привычному небу. Чернее любой ночи, мертвее любой Луны. Sci-Fi — наши современные мифы. И они отсылаются нас к космохоррору. Все тот же Лавкрафт, один из величайших знатоков бездны, увязывал океанические глубины с глубинами космоса. В центре вселенной омерзительный бог Азатот дремлет под утробный гул труб и визги дуделок. Шуб-Ниггурат напрямую назван божеством извращенного плодородия.
Космическая бездна — наиболее реальная и страшная из всех. Темная материя, черные дыры, бесконечное падение в никуда. Все это пугает. Хотя обывателю и в темной пещере страшно.
(Jesterids)