Золотые купола русской православной церкви, переливающиеся на солнце, возвышаются над Люнебургской пустошью в районе немецкого города Гифхорна. Даже в России подобная деревянная церковь является большой редкостью. Кто же решился на возведение этого уникального архитектурного произведения и как сложилась его дальнейшая судьба?
Ответ на этот вопрос я услышала из уст того самого человека, который имел непосредственное отношение и к этой задумке и к её реализации.
Впервые оказавшись в Гифхорне более 20 лет назад, я попала на воскресную службу в храме Святителя Николая. После службы меня пригласили на собрание православной общины. На это собрание заглянул основатель интернационального музея мельниц Хорст Вробель, на территории которого и располагается храм. Он рассказал о том, как в 1992 году он отправился в поездку в Россию, поскольку хотел посетить то место, где провёл время его отец в качестве военнопленного.
Поскольку Вробеля всегда привлекала архитектура, он оказался в Государственном музее деревянного зодчества в Суздале. Там он увидел удивительной красоты деревянную Преображенскую церковь, в которую он, по его собственным словам, влюбился с первого взгляда. И он не нашёл покоя, пока в его руках не оказались строительные чертежи и планы для её постройки.
Эта церковь изначально была построена ещё в 1756 году в деревне Козлятьево Владимирской области, а в 1965 году она была перенесена в Суздальский музей как особенно ценный и хорошо сохранившийся архитектурный экспонат.
Ко времени своей поездки в Россию Хорст Вробель являлся владельцем музея мельниц и изначально планировал построить двойник деревянной Преображенской церкви в качестве очередного музейного экспоната. Это оказалось очень непростой задачей. В наше время секреты возведения подобных построек во многом утрачены. Нашим предкам удавалось создавать подобные шедевры чуть ли не голыми руками или с использованием очень простых инструментов.
Вробелю с его командой пришлось самому изыскивать решение нестандартных строительных задач. Поскольку сам он когда-то в совершенстве овладел профессией плотника, он по-настоящему засучил рукава и с воодушевлением погрузился в практическую строительную работу, которая была завершена в 1995 году.
На постройку церкви ушло более 400 кубических метров отборной древесины из лиственницы. Самые длинные балки, из которых она построена, достигают длины 12 метров. Церковь имеет в разрезе крестообразную форму, достигая около 17 метров в длину и 12 метров в ширину. Она поражает своей высотой в 27 метров, при этом сохраняя открытое внутреннее пространство.
Поскольку внутри церкви отсутствуют перекладины до самой маковки, то когда находишься внутри неё, то кажется, что ты в соборе, а не в деревенской церкви. Некоторые купола храма, которых насчитывается 8, покрыты позолотой. Они издали притягивают внимание всех, кто проезжает мимо Гифхорна по федеральной дороге.
Внутри храма впечатляет рукописный иконостас, который расписывали преимущественно сербские мастера при активном участии удивительной женщины по имени сестра Кристана, с которой семья Хорста Вробеля уже тогда была очень дружна.
В подвальном этаже церкви расположился роскошный музей всех видов церковной утвари, созданных на известном художественно-производственном предприятии Софрино.
Изначально задуманная как экспонат, церковь обрела свою вторую жизнь, когда под влиянием целого ряда обстоятельств Вробель принял решение передать её в пользование русской православной церкви. Тогда в 1995 её посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий и вскоре храм был освящён, после чего в нём регулярно проводились богослужения. При ней выросла большая интернациональная община, в состав которой входят представители русского, украинского, белорусского, сербского, грузинского, греческого, а также немецкого народа.
До прихода известных событий, в храме Святителя Николая совершались регулярные службы, но год назад продолжение служб стало невозможным по целому ряду причин. Русской православной общине пришлось переместиться в Брауншвайг.
В сентябре 2020 года Хорст Вробель предложил своё любимое детище, свой музей мельниц, для продажи. Пока трудно сказать, как будут дальше развиваться события вокруг музея и уникальной деревянной церкви, когда-то естественным образом вписавшейся в его ландшафт. Многие годы, в течение 25 лет, она являлась своеобразным магнитом, притягивающим православное население округи в радиусе почти 100 км и одновременно центром общения русскоязычного населения. Хочется верить, что эта традиция получит своё продолжение, в независимости от того, кто станет новым владельцем этого музея.
А на Вас впечатлило это уникальное произведение деревянного зодчества? Буду рада, если Вы поделитесь своими впечатлениями в комментариях.
По этой ссылке Вы можете подписаться на мой канал или просто заглянуть в гости