Мы продолжаем публикацию статей, основанных на дневниках Григория Прокофьевича Головченко. Военный период, описанный в них, открывается январем 1942 года. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.
«На фоне неудач военной зимы 1942 года, постигших нашу армию, были отдельные прекрасно выполненные операции. Об одной из них мне и хочется рассказать.
В порядке проверки постановки разведывательной работы в дивизиях, я как-то посетил 256 стрелковую дивизию, сформированную целиком из пограничников. Командиром дивизии в то время был генерал Горячев, а начальником штаба - майор Попов.
К вечеру второго дня моего пребывания в дивизии разыгралась настоящая пурга. Сидим мы с Поповым, едим сваренную в мундирах картошку и мечтаем о лучших днях, которые наступят с переходом нашей армии в наступление. Потом, как-то внезапно, Попов обращается ко мне и говорит: "Слушай, Головченко, а что если взять вот сейчас батальон стрелков и махнуть в тыл к немцам, вот шуму наделаем!" Я подумал немного и говорю ему: "А как генерал на это посмотрит?" А он: "Ничего, он человек положительный, уговорим его".
Пошли мы с Поповым к генералу Горячеву, но, несмотря на его горячую фамилию, он оказался человеком спокойным и рассудительным. Выслушав нас, он спросил, чего мы хотим поиметь от этой операции? Мы ответили, что мы улучшим позиции дивизии, выгнав немцев из деревни Ворожинки, а кроме того, будем иметь достаточно пленных, следовательно, будем больше знать о противнике, чем знаем до сих пор, ну и так далее. Одним словом, нам удалось уговорить генерала. Он дал согласие выделить батальон для задуманной операции.
Попов дал команду вывести один батальон из полка второго эшелона к переднему краю, и мы, пользуясь пургой, дувшей нам прямо в лицо, двинулись через ничейное поле к немецким позициям. Немецкие позиции мы преодолели без единого выстрела и углубились километра на три-четыре вглубь немецкой обороны к небольшой деревне, в которой днём наши наблюдатели видели немецких солдат. Впереди батальона двигался взвод разведчиков, который, войдя в деревню, тут же столкнулся с патрулём немецкого подразделения. Быстро расправившись с патрулём, разведчики ушли дальше за деревню, чтобы прикрыть операцию батальона. Батальон, ворвавшись в деревню, бил всех, кто под руку попал, а значительную часть, около 50 человек, как стадо баранов погнали к своим позициям.
Операция прошла так внезапно, что немцы не смогли организовать должного отпора нашему вторжению, а мы воспользовались такой ошеломляющей внезапностью, заняли деревню и закрепились в ней. Таким образом, мы улучшили позиции дивизии, выровняв фронт обороны, и имели достаточное количество "языков" для выяснения многих интересных вопросов для командования дивизии и армии. Вот как из мимолетного решения получилась блестящая операция местного, конечно, масштаба».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, и вы узнаете много интересных фактов об истории из первых уст.
Любое использование (полное или частичное) материалов данной публикации возможно только с разрешения администратора канала «На волне памяти»!
Мнения авторов могут не совпадать с официальной позицией и позицией редакторов