Найти в Дзене
International Studies

Долгий путь к миру: современное состояние ливийского конфликта

10 лет назад в Ливии произошла революция, свергнувшая режим М. Каддафи. С того момента на территории данной североафриканской страны продолжается вооруженный конфликт между различными силами, стремящимся к установлению собственного контроля над государством. Однако в 2021 г. появилась надежда на его разрешение благодаря переговорам между сторонами конфликта. Из статьи Вы узнаете:

Что происходит в Ливии сегодня?

Какие иностранные игроки участвуют в конфликте сегодня и каковы их интересы?

Какие перспективы наблюдаются у процесса мирного урегулирования в Ливии?

7 июля 2012 г. в Ливии состоялись первые после свержения режима М. Каддафи парламентские выборы. Большинство мест во Всеобщем национальном конгрессе (новоизбранном парламенте) получили «Альянс национальных сил» (бывшая умеренная оппозиция) и «Партия справедливости и строительства» (исламисты), конфликтовавшие между собой. В 2014 г. состоялись новые парламентские выборы. По их итогам контроль над новым парламентом – Палатой представителей – был получен умеренными силами. Не согласившиеся с этим исламисты захватили Триполи и создали свой парламент – Новый Всеобщий национальный конгресс. Между ними начался вооруженный конфликт.

17 декабря 2015 в городе Схират (Марокко) между представителями враждующих сторон было подписано соглашение о формировании Правительства национального согласия (ПНС). Оно во главе с Ф. Сарраджем начало свою работу в конце марта 2016 г. (при нем также функционировал консультативный орган – Высший государственный совет, состоящий преимущественно из исламистов). Однако Палата представителей в итоге не признала формирование ПНС и начало борьбу с ним. Ливийской конфликт вступил в современную стадию.

Основные внутренние акторы ливийского конфликта (март 2016 – март 2021 гг.)

Правительство национального согласия. Сформированное в ходе переговорного процесса под эгидой ООН и ЕС, данное правительство состояло преимущественно из исламистов, близких к организации «Братья – мусульмане» (запрещена в России). На протяжении всего периода своего существования испытывала финансовые затруднения из-за отсутствия контроля над экспортом нефти. Пользовалось поддержкой со стороны Турции и Катара.

Ливийская национальная армия (формально подчиняется Палате Представителей). С момента начала вооруженного конфликта между Палатой Представителей (Востоком) и Правительством национального согласия (Западом) Ливийская национальная армия (вооруженные силы североафриканской стороны, возглавляемые генералом Х. Хафтаром) поддержала Восток. Однако с течением времени в информационном и политическом пространстве главнокомандующий ЛНА стал лидером Востока.

Исламское государство (запрещено в России). На базе отрядов ливийских исламистов, воюющих в Сирии, с 2011 по 2014 гг. было подготовлено ливийское отделение ИГИЛ (запрещено в РФ). С 2014 по 2020 гг. ему удавалось удерживать отдельные территории, установив на них свою администрацию. Однако с 2020 г. ИГИЛ в Ливии, благодаря успешным действиям ливийских властей, были вынуждены начать использовать партизанскую тактику.

Фаиз Сарадж, Эмманюэль Макрон и Халифа Хафтар на переговорах в Париже летом 2017 г.
Фаиз Сарадж, Эмманюэль Макрон и Халифа Хафтар на переговорах в Париже летом 2017 г.

Основные внешние акторы (март 2016 – март 2021 гг.)

Турция. На протяжении конфликта Турция поддерживала ПНС на всех уровнях по причинам различного характера. Во-первых, данное ливийское правительство было идеологически близко к нынешнему турецкому режиму из-за опоры на идеи движения “Братья-мусульмане” (запрещено в России). Во-вторых, с помощью договоров с ПНС, заключенных в обмен на поддержку, Анкара смогла легитимировать свои претензии на газоносный шельф Средиземного моря, находящийся в греческой исключительной экономической зоне. В-третьих, Турция пыталась получить контроль над нефтяным экспортом Ливии и импортом промышленных товаров в североафриканскую страну, навязывая свои условия Триполи. Необходимо отметить, что Турецкая Республика официально принимала участие в вооруженном конфликте между ПНС и ЛНА.

Россия. В течение конфликта Россия сохраняла формальные отношения как Западом (в лице ПНС), так и Востоком (в лице ЛНА), однако на неофициальном уровне Москва выступала в качестве союзника Х. Хафтара. В качестве основных интересов России можно выделить сдерживание Турции и недопущение развития исламистского режима. По сообщениям отдельных СМИ, Москва занималась изготовлением банкнот для ЛНА, эмиссия которых не согласовывалась с Триполи (Guardian, Al Jazeera) поставляла вооружения Востоку (Radio Liberty, TRT), а также обеспечивала поддержку Хафтару путем отправки наемников. (TRT, Al Jazeera)

ОАЭ. В рамках рассматриваемого конфликта ОАЭ открыто поддерживали ЛНА во главе с Х. Хафтаром ради сдерживания распространения исламизма на Ближнем Востоке. Поддержка Абу-Даби Востока заключалась в нанесении воздушных ударов по позициям ПНС, поставке новейших вооружений (включая беспилотники) и обучении личного состава ЛНА.

Катар. В рамках ливийского конфликта Доха поддерживала ПНС в рамках линии расширения влияния движения “Братья-мусульмане” (запрещено в РФ) на Ближнем Востоке. Катарская помощь Триполи заключалась в военных поставках и направлении инструкторов для обучения сил, подконтрольных ПНС.

Египет. На протяжении всего конфликта Каир в противовес “Братьям-мусульманам” (запрещено в России), оказывающим влиянием на ПНС, поддерживает ЛНА. Египет не только оказывал всестороннюю поддержку Х. Хафтару, но и готовил масштабное вторжение в Ливию против объединенных войск ПНС и Турции.

Мирный процесс и перспективы урегулирования

21 августа 2020 г. ПНС объявило о прекращении огня, в тот же день о надежде на скорейшее окончании конфликта заявил спикер Палаты Представителей Агила Салех. 23 октября 2020 г. в Женеве было подписано официальное соглашение между сторонами о перемирии и начале политического диалога. В ноябре того же года под патронажем миссии ООН по поддержке Ливии в Тунисе прошел форум межливийского диалога, на котором была выработана программа по выходу из политического кризиса. Основными пунктами были:

● Объединение систем органов государственной власти, сформированных конфликтующими сторонами в ходе конфликта;

● Формирование нового президентского совета, исполняющего обязанности главы государства, в составе 3 человек (председатель и 2 заместителя), каждый из которых будет представлять отдельную историческую область (Триполитания, Киренаика и Феццан), и нового правительства (глава правительства и 2 его заместителя избираются по принципу аналогичному формированию президентского совета);

● Определение сроков переходного периода - 18 месяцев с момента утверждения состава правительства Палатой Представителей, после которого в Ливии должны пройти президентские и парламентские выборы.

5 февраля 2021 года в Женеве участники Форума ливийского политического диалога, проходящего под эгидой ООН, избрали высших должностных лиц переходного руководства Ливии.

Новым главой Президентского совета по итогам проведенного голосования по спискам был избран Мухаммед Юнис аль-Манфи (бывший посол Правительства национального согласия (ПНС) Ливии в Греции, представитель Киренаики). Его заместителями в Президентском совете стали Муса аль-Куни (генеральный консул Ливии в Мали (2005-2011 гг.), вице-премьер ПНС (2016-2017 гг., представитель Феццана) и Абдалла Хуссейн аль-Лафи (избранный член Палаты представителей, бойкотировавший ее работу, противник проекта Х. Хафтара по восстановлению порядка в Ливии военным путей, представитель Триполитании). Главой переходного правительства избран ливийский бизнесмен и политик Абдель Хамид Дубейба, имеющий тесные бизнес-контакты с Турцией.

Глава нового переходного правительства, ливийский бизнесмен и политик Абдель Хамид Дубейба
Глава нового переходного правительства, ливийский бизнесмен и политик Абдель Хамид Дубейба

Сегодня в Ливии все еще наблюдается атмосфера надежды на скорый выход из кризиса благодаря относительной успешности политического урегулирования. Однако перед новым правительством по-прежнему стоят прежние трудные задачи: объединение страны, выход из финансового кризиса, восстановление суверенитета страны, возвращение на мировую арену.
На данный момент новое правительство североафриканской страны не выглядит надежным на фоне срыва нефтяных поставок, которые обеспечивают значительную часть национального дохода. Более того, кажется вероятным, что иностранные игроки вновь предпримут попытки дестабилизации страны путем поддержки отдельных политических групп для решения собственных задач.

Таким образом, необходимо констатировать, что в данный момент Ливия находится лишь в начале трудного пути выхода из политического кризиса, в которой страна погрузилась после неудачных попыток государственного строительства, последующих после свержения М. Каддафи.