Найти тему
Колонка Старого

117. Дивизии на кончике карандаша

Сыпать номерами и количеством дивизий вошло в моду с тяжелой руки ГЛАВПУРа еще с полвека назад и больше, и маршал Жуков впереди на чугунном коне в этой атаке на историю. Его мемуары не были первыми, но стали флагманскими в этом бумажном потоке. А кто-то помнит еще и фильм «Стратегия Победы» к 40-летию, где серьезные мужчины в костюмах стояли у карт со стрелками, и тоже сыпали номерами и количеством дивизий. Но это только отдаляло от знания истории войны.

Еще подростком я пребывал в некотором недоумении: вчитываясь в мемуары военачальников, а только Жукова я читал в трёх изданиях, плюс еще большой набор книг из серии «Военные мемуары», я никак не улавливал, так а какое было соотношение сил и средств? Чётко помню описанный штат стрелковой дивизии РККА 1940 года, где пять полков, два из которых артиллерийских, и свыше 18 тысяч человек личного состава. Но в источнике, в мемуарах, не было ничего о количестве стволов, автомашин и тягачей, гужевого транспорта, состава боевых частей.

В мемуарах нигде никаких упоминаний о разнице штатов, о мобилизационных расчетах. И даже не удосуживались авторы в погонах и кураторы ГЛАВПУРа проводить грань между «активными штыками» боевых подразделений и полным наличествующим составом, часто на соседних страницах приводя эти разные понятия без уточнений. И сложилась ситуация, когда читатель, советский человек, интересующийся историей, перестал понимать, читая эти источники, что на самом деле происходило.

Я думаю, это была намеренно созданная ситуация, и уши её растут из ХХ съезда, антисталинской кампании, переписывания истории. Сериал Озерова – яркий пример, как всё делалось, наспех и с упором на вдалбливание нескольких клише. Потом на этой почве расцвели Резун/Суворов и прочая нечисть, им подготовили фундамент, основательно скрупулезно. И вот уже перестроечный человек смотрит в документы и видит, что советский танковый корпус испытывает сложности против танковой дивизии противника, да и целая армия советская, а немецкий корпус оперирует на участке одной-двух советских армий. Шапками и трупами закидали, не иначе.

Сейчас уже есть серьезные работы по военной истории, в этом смысле настоятельно рекомендую г-на Исаева, его книги и видео-лекции, в том числе, на канале Пучкова. Из них уже можно понять, что советские и немецкие корпуса и дивизии суть разные понятия вообще, и советские соединения разных лет тем более. Что в дивизии РККА в Берлинской операции в боевых подразделениях было 50-60 % штатной численности, это почти как в 1941. Но воевали корпусами, которые, если присмотреться, по количеству «активных штыков» как раз равнялись дивизии, но с двумя дивизионными комплектами артиллерии, плюс корпусными части усиления и обеспечения, так что за спиной у советского стрелка в 45-м была огневая мощь, обеспечивающая смертельный огневой вал. Плюс господство в воздухе, плюс танковые части и тактика штурмовых групп.

Все эти названия и номера дивизий, это структура командования и тылового обеспечения, непосредственное выполнение задач все равно достигалось определенными командирами и сводными боевым группами. Это в штабах и в тылах – номера. А в бою – конкретные подразделения. У нас, помимо этих утыканных номерами дивизий маршальских мемуаров есть лейтенантская проза, есть окопная правда. Но вот то, что между ними, между штабами и передовой, и в цельном взгляде, появилось то уже достаточно давно, наработана большая научно-популярная база, книги, лекции. Однако в общественном сознании всё еще на первом плане мемуары Жукова, с номерами, и кино-картинка Озерова. Хотя она и близко не даёт понимания того, насколько грандиозна и шедевральна была Берлинская операция, от самого начала, от того, что происходило «в полях вокруг», до собственно уличных боёв. А это был настоящий шедевр военного искусства, финальная точка Великой Победы.

Там Путин вроде в послании что-то сказал о том, чтобы привести в порядок учебники. Так надо всё поле приводить в порядок. Что характерно, в отличии от экономики и политики, для приведения в порядок истории Великой войны есть и кадры, и ресурсы, и, практически, инфраструктура.

С наступающим.

-2

*Все иллюстрации из открытых источников сети Интернет