Найти в Дзене
Фактум

О бесплатных квартирах в СССР

#хакнем_посты (👈 в этой рубрике размещаются посты наших подписчиков).
Хотите опубликовать свой пост в "Хакнем"? Напишите нам на почту: story@haknem.com

Сразу же нужно оговорить, что проблему получения квартиры в СССР по-настоящему прочувствовал только тот, кто этим занимался лично.
Ссылки на родителей или знакомых в этом случае «не работают» – чужой опыт, как и чужую боль, не сравнить с тем, что довелось пережить самому.
Пока учишься в школе, потом в институте, мечтаешь найти интересную работу, встретить любимую девушку, создать семью, зажить самостоятельной жизнью. А в реальности на работу придется устраиваться на разумном расстоянии от квартиры родителей.

Это разумное расстояние, конечно, может быть разным — где-то и полчаса в один конец считается длинной дорогой. А ездить на работу в Москву из Подольска или Апрелевки или по Москве, например, из Беляево в центр тяжело, но так жили и живут многие. Если вы хотели уехать в другой регион, то в советское время нужно было непременно найти организацию, которая предоставит вам место в общежитии и официальную прописку. Никаких нынешних вольностей с временной регистрацией в съёмном жилье тогда и в помине не было.

А чтобы получить своё жильё, нужно было встать в очередь и ждать несколько лет, иногда десять, двадцать и даже дольше. Чтобы претендовать на отдельную квартиру, требовалось иметь семью – как минимум состоять в официальном браке или быть матерью-одиночкой; тем, у кого семьи не было, могли в лучшем случае дать комнату в коммуналке.

Что такое коммуналка? Обычно считается, что их придумала советская власть. Вообще говоря, это не так — что-то подобное было известно ещё в Древнем Риме. Но мы не будем рассматривать всю историю вопроса, а начнем с того, как стало после революции 1917 года.
У новой власти никакого собственного жилого фонда не было, и эту проблему стали решать по-пролетарски просто.

Была введена санитарная норма — примерно 16 квадратных аршин, или 9 квадратных метров, — а излишки сверх этих норм предполагалось изъять и раздать нуждающимся. Точнее, не просто нуждающимся, а тем людям, которые нужны были правительству.

А кто были нужны? Рабочие для заводов, обслуживающий персонал, дворники, извозчики и водители, повара, управленцы, бухгалтеры, чиновники разных рангов. Их заселяли в квартиры прежних хозяев, вынужденных эмигрировать или по другим причинам покинуть своё жилье. А также в квартиры тех, кто остался, но имел эти излишки.

Так появилась проблема коммунальных квартир — и осталась надолго, поскольку советская власть так и не смогла решить её за все время своего существования.

Вот поставьте себя, уважаемый читатель, на место владельца квартиры, в которую насильно подселяют постороннего человека.
Вы брали кредит или ипотеку, или просто накопили денег, купили квартиру, сделали ремонт, приобрели мебель и кухонную технику. Вы вложили в квартиру не только деньги, но и душевные силы, вы связываете с ней планы на будущее.

А в один прекрасный день в ваше жилище селят постороннего человека, потому что сменилось правительство, а домоуправлению нужны дворники или заводу рабочие. Зато для вселяемого рабочего или дворника это жилье будет бесплатным!

Автор этой заметки в своё время получил комнату в коммунальной квартире, где было ещё трое одиноких жильцов. Конечно, выехать наконец из общежития было удачей, но потом в этой коммуналке я прожил почти тридцать лет.

К жене я приезжал в гости на выходные — она жила со своими родителями, и все сходились в том, что перебираться в коммуналку из отдельной квартиры смысла нет. Дети, сын и дочь, спали в одной комнате. И никаких перспектив, если бы мы надеялись на прежнюю ведомственно-государственную систему, не предвиделось.

Но вот в новых условиях у меня появилась возможность неплохо зарабатывать. Какие-то деньги удалось отложить, я смог продать квартиру родителей в Днепропетровске, помог финансами и брат, работающий на Севере. Я продал свою жилплощадь в коммуналке, добавил денег и в результате купил неподалёку квартиру с тремя комнатами и большой кухней. (На всякий случай, для желающих придраться: это не Москва, а Подмосковье, хоть и не очень дальнее, и цены на жильё у нас заметно ниже.)

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

За два года мы сделали ремонт по своему вкусу: сменили батареи и сантехнику, настелили новые полы, поменяли все двери, заказали кухонный гарнитур с хорошей техникой. Наконец-то к выходу на пенсию я смог жить вместе со своей семьей, а у сына и у дочери стало по своей собственной комнате.

Так что положение тех, кого «уплотняли» сто лет назад, я могу представить себе очень живо.
Меняется власть, все жилые помещения объявляют государственной собственностью, и мне в одну из комнат предлагают подселить рабочего или дворника, которому эта власть хочет дать бесплатное для него жилье, и, скорее всего, вместе с его семьей. А мне придется опять жить в коммунальной квартире, а моим взрослым детям спать в одной комнате.

И это в лучшем случае, потому что нам на четверых могут оставить и всего одну комнату. Снова придется делить с чужими людьми «места общего пользования», перемещать холодильник в комнату.
Какое чудесное решение жилищной проблемы!

Кузьма Петров-Водкин, «Новоселье (Рабочий Петроград)». 1937.
Кузьма Петров-Водкин, «Новоселье (Рабочий Петроград)». 1937.

Кстати, сами рабочие, которые переехали в бывшие «барские» квартиры, исходно не предназначенные для одновременного проживания нескольких семей, надолго там не задержались.

Как вспоминал социолог Питирим Сорокин, в 1920-х годах многие рабочие семьи переселялись в предоставляемые коммунальные квартиры. Но жизнь в них им не понравилась, оказалась непривычной и неудобной, и большинство вернулось на рабочие окраины, где жили они прежде. А эти квартиры стали занимать уже советские чиновники («совслужащие»).

Продолжение

Автор: #медведев_александр биофизик, выпускник Физтеха (МФТИ), кандидат биологических наук, бывший эксперт отдела экономического анализа банка. Автор книги "Как появилась рыночная экономика". Пенсионер, 65 лет.

Другие статьи автора:

-3