Найти тему
Евгения Кретова || писатель

Как невежество рождает новую историю

Работая над славянским фэнтези "Вершители", я обычно получаю две категории отзывов: про древнюю АСИЮ, РОД, из коллекции теории заговоров и родину слонов, и с другой стороны - про вторичность, про отсутствие исторических корней и выдумки. Забавно, что и тем, и другим комментаторам не хватает знания собственной истории: одним бы не пришлось изобретать велосипед и придумывать себе прошлое, которого нет, другим - выглядеть смешно в своем невежестве.

Приведу один пример, с которым работаю вот-прям-сейчас.

Для работы с третьей книгой цикла "Вершители" (первая, кстати, совсем скоро выходит в издательстве КомпасГид), мне пришлось подробнее смотреть ранние инквизиционные институты, периода начала 11 века. Отмечу, что документальное закрепление инквизиции как суда со всеми процессуальными особенностями, сформировалось в начале 13 века, однако уже с 9-10 века в Европе активно боролись с ересью, то есть сформировались предвестники и корни будущей инквизиции. Это выражалось в том, что поощрялось доносительство на инакомыслящий, епископству на местах вменялось работать со своей паствой и вычищать ряды от опасной ереси.

При этом еретиками могли стать слишком болтливые, слишком молчаливые, слишком красивые девушки, больные и некрасивые, старые и немощные люди... На кого падет выбор. Об этом очень подробно написано в "Инквизиции" Иосифа Григулевича (по-моему, это один из лучших и подробных трудов, рассказывающих об инквизиции именно с правовой точки зрения)

В чем суть инквизиционного процесса? Если в двух словах - это отсутствие состязательности сторон, отсутствие презумпции невиновности как принципа судопроизводства, формирование доказательственной базы из устных свидетельств (европейцы были безграмотны в массе своей, включая знать, духовенство и королей - Генрих 1 под брачным договором с Анной Ярославной ставил крестик), добытых под пытками. Активно применялись оговоры. Женщина рассматривалась как заранее виновная, без права защиты. Мужчина обвиненный в ереси, мог защититься и очистится от наказаний (например, назвав людей, которые склонили его к ереси), любые действия женщины трактовались как подтверждение вины (молчит на допросе - упорная ведьма, погрязшая в ереси, кричит и плачет - склоняет к ереси).

-2

В это же самое время Русская правда разделяет церковный суд и княжеский (поставив княжеский, светский суд, в приоритет - князь мог отменить решение церковного суда), содержит в себе не только нормы о состязательности, но и предполагает разные доказательства - вещественные, письменные (!) были в приоритете, устные рассматривались как дополнительные. Пытки использовались как крайняя мера, когда иначе выяснить истину не представлялась возможным и стороны представляли свидетельства своей правоты, одинаковые по своему весу для суда (ну, например, устное свидетельство против устного свидетельства), тогда могли "пытать водой" - сбросить в реку, если выплывет, значит прав (это конструкция божественного суда).

-3

Более того, девушки, даже незамужние, могли выступать стороной в процессе, приглашаться в качестве свидетелей и самостоятельно выступать истицами в суде и искать правды - по вопросам наследования и имущественным спорам, по вопросам долгов и обязательств в том числе. Русская правда тех лет уже знает деление на отрасли права и систематизирует нормы материального и процессуального права.

Для европейского права это оказалось невозможным вплоть до 20 века.

Что называется, почувствуйте разницу. И это только один крохотный аспект для сравнения.

Подписывайтесь на канал : увлекательные истории, новости литературы, презентации книг и серий, авторский взгляд и писательское закулисье, а также заметки бывшего юриста - все это найдете на моем канале

_________________________

Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес , Storytel